Алексей Макаров
От автора
Эта публикация посвящена самому началу пути легендарного танка Т-34, а именно - разработке и изготовлению двух опытных образцов А-34, машин установочной серии, а также серийного производства танков Т-34 в 1940 г. В данной работе будут достаточно подробно рассмотрены вопросы улучшения боевых и эксплуатационных качеств танка Т-34, упрощения технологии изготовления этой машины, давшие в конечном итоге возможность наладить ее массовый выпуск, а также особенности подготовки производства к массовому выпуску Т-34 на заводах Наркомата среднего машиностроения (НКСМ) и Наркомата судостроительной промышленности (НКСП) на протяжении 1940 г.
Точкой начала повествования выбран сентябрь 1939 г. Связано это, прежде всего, с тем, что именно в этом месяце было принято решение о разработке и изготовлении машины А-32 с усиленным бронированием, ставшей впоследствии танком Т-34. О предшественниках Т-34 в данной работе не упоминается умышленно, так как, по мнению автора, тема эта достаточно объемна и достойна отдельного изучения.
Оглавление (вставлено мною, прим. ВВС)
Год 1939, предыстория
Сентябрь
Октябрь-ноябрь
Декабрь
1940. Начало пути
Январь-февраль
Войсковые испытания танков Т-34 (февраль-апрель 1940 г.)
Ходовые испытания
Обстрел башни и корпуса 37- и 45-мм бронебойными снарядами
Март - апрель
Май—июнь
Июль-август
В конце лета 1939 г. завершились испытания танков А-20 и А-32, разработанных конструкторским бюро завода №183 им. Коминтерна на основании постановлений Комитета обороны при СНК СССР № 198сс от 7 августа 1938 г. и № 118сс от 15 мая 1939 г. Танки были изготовлены согласно тактико-техническим требованиям №284797 от 13 мая 1939 г. и успешно прошли полигонные испытания в период с 18 июля по 23 августа 1939 г. В ходе испытаний было выявлено, что А-32 имеет резерв для увеличения веса. Согласно произведенным расчетам, увеличение веса танка не должно было негативно сказаться на его прочности, надежности работы узлов и агрегатов, а также на ходовых качествах. Данный резерв было решено использовать для увеличения толщины основных бронелистов танка до 45 мм, практически гарантировавших защиту от 37-мм противотанковой артиллерии. 20 сентября 1939 г. начальник АБТУ РККА комкор Д.Г. Павлов отправил на имя Народного Комиссара обороны К.Е. Ворошилова письмо №210089сс с отчетом о выполнении решений Комитета обороны о производстве новых образцов бронетанковой техники. В этом документе впервые прозвучало предложение о принятии на вооружение РККА новых танков А-20 и А-32:
По постановлениям Комитета Обороны при СНК СССР № 198сс от 7.VIII.37 г. и № 118сс от 15.V.39 г., АБТУ РККА было поручено изготовление новых образцов танков и бронеавтомобилей. На 15-ое сентября с.г. указанные решения выполнены в следующем порядке:
Танк А-20 - колесно-гусеничный, с тремя парами ведущих колес. Танк прошел на заводских и полигонных испытаниях 4200 км. В процессе испытаний выявлены следующие недостатки:
а) Необходимо усилить бортовые фрикционы и тормоза.
б) Изменить конструкцию крепления ленивца.
в) Слаб подшипник редуктора колесного хода.
г) Недостаточна обзорность из танка.
Заводом указанные недостатки устраняются. Танк А-20 имеет большие преимущества по сравнению с существующими танками БТ - по броне, мотору, эксплуатационным и боевым качествам.
Танк принять на вооружение РККА. Изготовить установочную партию в количестве 15 шт. к 1-му января 1940 года, подготовив производство серийного выпуска в 1940 году.
Танк А-32:
Танк прошел на заводских и полигонных испытаниях 3000 км. В процессе испытаний выявлены те же недостатки, что и на танке А-20. Танк А-32 заданным тактико-техническим требованиям соответствует, но так как при испытаниях выявлены резервы для усиления брони корпуса, целесообразно усилить броню до 45 мм и ей равнопрочной.
Танк принять на вооружение РККА. До 1-го января 1940 года сделать опытную партию танков А-32 с 45 мм броней в количестве 5 шт. [1]