Оглавление

Обстрел башни и корпуса 37- и 45-мм бронебойными снарядами

Испытание броневой защиты опытного танка Т-34 на снарядостойкость состоялось 24 марта 1940 г. на Полигоне АБТУ в Кубинке. Обстрелу подверглись левый наклонный бортовой лист корпуса и левая боковая стенка башни танка №1. Испытания проводились с дистанции 100 м бронебойными снарядами из противотанковой пушки калибра 37 мм, установленной в 6-тонном танке «Виккерс», и из отечественной противотанковой пушки обр. 1934 г. калибра 45 мм, смонтированной в танке БТ-7. Для определения степени поражения экипажа в башню обстреливаемого танка на место командира был посажен манекен. По танку осуществили четыре выстрела, по два из каждой пушки.

Первое поражение 37 мм бронебойным снарядом произведено в башню. Поражение кондиционное, имеет форму сферической воронки глубиной 17 мм с диаметрами 60 и 63 мм. От удара снаряда произошли следующие разрушения:

1. Разбито стекло и зеркала левого смотрового прибора башни, и вышел из пазов налобник, вследствие ненадежной фиксации.

2.  Сварной шов бронезащиты левого смотрового прибора башни дал трещину длиной до 190 мм с незначительными местными вырывами наплавленного металла.

На макете человека поражений не обнаружено. Мотор обстреливаемого танка, работавший на 600 об/мин, не был заглушён.

Второе поражение произведено 37 мм. бронебойным снарядом в бортовую броню. Поражение кондиционное, имеет туже форму, что и первое, но глубина его - 12 мм. и диаметры 52 мм. и 55 мм. От удара снаряда других разрушений не обнаружено. Уменьшение объема выбитого металла из бортовой брони, по сравнению с объемом выбитого металла из боковой стенки башни, объясняется увеличенным наклоном бортовой брони. Увеличение угла наклона брони на 10° в пределах от 30° до 40° при уменьшении ее толщины на 5 мм. по сравнению с толщиной и углом наклона стенки башни оставляет преимущество по снарядостойкости за бортовой броней.

На макете человека поражений не обнаружено. Мотор, работавший на 600 об/мин, не был заглушён.

Третье поражение 45 мм. бронебойным снарядом произведено в нижний обрез боковой стенки башни от которой снаряд примерно половиной своей площади поперечного сечения срезал угол кромки и ударился о броню стенки подбашенной коробки. Оставил на ее лицевой части след, глубиной 10 мм, длинной 60 мм и шириной 55 мм и рекашетировал в сварной шов, в днище ниши башни, имеющего толщину 13 мм. От острого угла днища, приваренного к стенке башни и к обечайке, снаряд отколол четыре примерно одинаковых куска, средние размеры, каждого из которых — 60x25x13 мм. Сварные швы разрушены, три куска сместились один относительно другого, но остались зажатыми между стенками ниши башни и обечайкой. Четвертый кусок был выбит вместе с наплавленным металлом шва и обнаружен внутри корпуса. Ни снаряд, ни его осколки за броней не обнаружены. От удара снаряда произошли следующие разрушения:

1. Башня заклинилась, и ее вращение прекратилось вследствие вмятины, образовавшейся на погоне и смещения шариков с их траектории.

Примечание: Заклинка частично устранена силами экипажа с помощью домкрата за 3 часа. Башня проворачивается от электромотора.

2.  Три болта погона 010 мм - сорваны.

3. Захват погона, крепящийся на 3-х болтах 010 мм сорван.

4.  Спинка сидения артиллериста, крепящаяся на 2-х болтах 010 мм. — сорвана.

5.  Разбито наружное стекло правого смотрового прибора башни (толщина стекла - 4 мм.).

На макете человека обнаружено три поражения (два в голову и одно в бок). Мотор, работавший на 600 об/мин, не был заглушён.

4-е поражение 45 мм бронебойным снарядом произведено в башню. Поражение кондиционное. Оно отличается от двух первых тем, что имеет более вытянутую форму. Длина его = 62 мм, ширина = 50 мм и глубина = 14 мм. Металл в месте удара снаряда выбит под значительно большим углом. С внутренней стороны брони образовалась выпуклость. От удара снаряда других разрушений не обнаружено. Стрельба производилась по танку с заглушённым мотором. [4]

На основании этих данных комиссией были сделаны выводы о необходимости внесения следующих изменений:
- увеличения толщины днища ниши башни до 20 мм;
- улучшения качества сварных швов, исключающие возможность поражения экипажа осколками сварки;
- устранения возможности заедания башни в погоне;
- пересмотра конструкции смотровых приборов с целью устранения возможности их разрушения при поражении близлежащих участков брони;
- усиления болтов крепления захватов погона башни и сидений стрелков.

HrnFrs34089.jpg

Танк №1 преодолел на 3-й передаче с первой попытки сосну диаметром 879 мм; сосна упала на танк.

Оглавление