Говоря о событиях весны 1940 г., связанных с разработкой и производством Т-34, прежде всего необходимо отметить, что в этот период на самом высоком уровне рассматривался вопрос о значительном увеличении плана по выпуску этого танка в 1940 г. Если изначально (согласно постановлению №443сс от 19 декабря 1939 г.) планировалось собрать первые десять танков установочной серии в сентябре, а всего за 1940 г. изготовить 220 машин, то весной Комитет обороны пришел к выводу, что этого количества новых танков для нужд РККА явно недостаточно.
Дело в том, что в начале 1940 г. происходил пересмотр действующей системы вооружения и организации бронетанковых войск Красной Армии. Под председательством начальника АБТУ Д.Г. Павлова была создана специальная комиссия, целью которой являлось выявление путей оптимизации как системы вооружения, так и самой организации танковых войск. Всесторонне изучив доклады комиссии, основанные на боевом опыте последних военных конфликтов, а также учитывая сложную международную обстановку, руководство страны пришло к выводу о необходимости скорейшего перевооружения РККА новыми образцами бронетанковой техники. В качестве иллюстрации приведем выдержки из доклада комиссии, объясняющего крайнюю важность модернизации бронетанковых войск:
В настоящее время на вооружении танковых войск Красной Армии состоит ДЕСЯТЬ типов танков (Т-27, Т-37, Т-38, Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7 с дизелем, Т-28, Т-35) и на их базе ряд танков специального назначения (артиллерийские, химические, инженерные, телетанки). Характеристика этих машин в приложении №1.
Такая многотипность танков создает большие затруднения в работе танковых войск, усложняет эксплоатацию и ремонт, снабжение запасными частями и подготовку кадров. Разные же тактико-технические показатели (скорость, проходимость, бронирование и вооружение) этих боевых машин, действующих в одном соединении, приводит и к ненормальному их боевому использованию.
Существующие типы танков способны лишь вести борьбу с незащищенной пехотой противника и подавлять ее пулеметы. В борьбе же с организованной противотанковой обороной противника, как показал опыт боев, танковые соединения несут большие потери вследствие слабого бронирования танков. Телетанки, ввиду сложности спец.аппаратуры и ненадежности действия, себя совершенно не оправдали.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОМИССИИ.
а) По новым образцам.
Учитывая боевой опыт танковых войск в Испании, на Хасане, в Монголии и Финляндии, а также предъявляемые требования к танкам в современном бою, Комиссия считает необходимым иметь на вооружении Красной Армии следующие типы танков:
A. ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК «KB» ... Б. СРЕДНИЙ ТАНК Т-34...
B. ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-40 ...
Г. ТАНК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ.
Учитывая, что существующий танк сопровождения пехоты Т-26 слабо забронирован, имеет маломощный бензиновый мотор, Комиссия считает необходимым уже в 1940 г. создать новый тип танка сопровождения пехоты со следующей основной тактико-технической характеристикой:
б) По организации танковых войск.
На опыте боев в Финляндии, полноценной организацией танковых войск показала себя танковая бригада. Танковые роты и батальоны стрелковых дивизий, хим. батальоны и химические бригады, как организации использования танков в современном бою - себя не оправдали - ПОДЛЕЖАТ РАСФОРМИРОВАНИЮ.
1) Установить следующую организацию танковых войск Красной Армии:
а) Танковые бригады Т-28;
б) Танковые бригады БТ;
в) Танковые бригады Т-26;
3) В танковых бригадах Т-28, по мере поступления в 1940 г. танков «KB», формировать роты-батальоны «KB».
4) В танковых бригадах БТ по мере поступления в 1940 г. танков Т-34, формировать роты-батальоны Т-34.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ КОМАНДАРМ 2 РАНГА Павлов
Приложение № 1 [ 1 ]
№ п/п |
Тактико-технические показатели |
Обозначение машин |
|||||||
Т-28 |
БТ-7 |
БТ-5 |
Т-26 |
Т-38 |
Т-37 |
БА-20 |
БА-10 |
||
1 |
Тип машины |
гусеничный |
копесно-гусеничный |
копесно-гусеничный |
гусеничный |
гусеничный (плавающий) |
гусеничный (плавающий) |
колесный |
колесный |
2 |
Броня |
20 мм |
13 мм |
13 мм |
15 мм |
8 мм |
8 мм |
6 мм |
10 мм |
3 |
Мотор |
М-17Л (бензиновый 600 л.с.) |
М-17Т (бензиновый 500 л.с.) |
М-5 (бензиновый 400 л.с.) |
Т-26 (бензиновый 90-105 л.с.) |
ГАЗ-А (бензиновый 40 л.с.) |
ГАЗ-А (бензиновый 40 л.с.) |
М-1 (бензиновый 50 л.с.) |
М-1 (бензиновый 50 л.с.) |
4 |
Вооружение |
Пушка 76 мм 3 пулемета ДТ |
Пушка 45 мм 1 пулемет ДТ |
Пушка 45 мм 1 пулемет ДТ |
Пушка 45 мм 1 пулемет ДТ |
1 пулемет ДТ |
1 пулемет ДТ |
1 пулемет ДТ |
Пушка 45 мм 2 пулемета ДТ |
5 |
Скорость (максимальная по шоссе) |
36 км/час |
52 км/час (на гусеницах) |
52 км/час (на гусеницах) |
30 км/час |
40 км/час |
40 км/час |
85 км/час |
60 км/час |
6 |
Запас хода (по шоссе) |
200 км |
350 км |
160 км |
200 км |
220 км |
170 км |
400 км |
300 км |
7 |
Общий вес |
29,2 т |
13,7 т |
11,5т |
10,2 т |
3,3 т |
3,2 т |
2,5 т |
5,1 т |
8 |
На какой дистанции и чем пробивается |
Пулей ДК от 650 м (гомогенная и с 350-400 цементированная) |
Пулей бронебойной калибра 7,62 от 50-100 м |
Пулей бронебойной калибра 7,62 от 50-100 м |
Пулей ДК от 1100-1200 м |
Пулей простой калибра 7,62 от 50 м, бронебойной от 650 м |
Пулей простой от 75-100 м |
Пулей бронебойной калибр 7,62 от 400 м |
|
37 мм снаряд от 1200 м |
37 мм гранатой от 3000 м |
37 мм гранатой от 2500 м |
37 мм гранатой на всех дистанциях |