В начале октября 1939 г. Главспецмаш отправил на рассмотрение заводов НКСМ, в том числе и заводу №183, несколько вариантов производственной программы на 1940 г. по танкостроению. Руководителям заводов после изучения представленных материалов предстояло доложить в главк о наиболее приемлемых для своих предприятий заказах по бронетанковой технике на указанный год и о путях развития производства. Ниже приведем текст доклада директора завода №183 Ю.Е. Максарева, из которого видно, что руководство этого предприятия уже в октябре, помимо изготовления двух опытных А-34, приступило к подготовке серийного выпуска этих машин в 1940 г. Был разработан план необходимых мероприятий по расширению и модернизации производства, а также намечена схема кооперации с другими предприятиями:
30 октября 1939 г. № С06415
Нач. Главспецмаша тов. СУРЕНЯН
Копия: Зам. Наркома Ср. машиностроения т. ГОРЕГЛЯДУ Нач. АБТУ РККА комкору т. ПАВЛОВУ
По вопросу: Программы 1940 г. по спецмашиностроению и подготовки производства.
На В/письмо № 4214с от 10/Х-с.г. сообщаем, что для нашего завода на 1940 год приемлем 2-й вариант, как наиболее целесообразный по следующим соображениям:
а) Машины «А-34» по своим тактико-техническим данным должны стать машинами крупносерийного выпуска и под силу только большому мощному заводу - наше оборудование безусловно может поднять машины этого тоннажа. Другим танковым заводам следовало бы дать для изготовления более легкий танк «А-20», где и следует изготовить установочную партию маш. «А-20».
б) Кроме того машина «А-20» с нашей точки зрения как менее массовая машина может быть дана на изготовление заводу менее мощному.
в) Выпускать же обе машины «А-34» и «А-20» одновременно в массовом количестве на имеющихся мощностях наш завод не сможет.
г) В настоящее время мы прорабатываем трактор-тягач вместо Ворошиловца на базе этой же машины «А-34». В этих двух машинах, «А-34» и тягаче на базе «А-34» - большинство общих механизмов и деталей. Это дает возможность увеличить производительность труда и массовость их изготовления в отделах 100, 200, 500, 700. Последнее еще больше подчеркивает целесообразность изготовления машины «А-34» на нашем заводе. Завод уже приступил к подготовке производства машины «А-34» руководствуясь намеченной программой, которая была послана и Вам. Из вышеизложенного видно, что наш завод может и принимает на 1940 год второй вариант.
1) При этом варианте программа на 1940 год будет выражаться в 1000 машинах «А-7Д» (под индексом «А-7Д» подразумевался танк БТ-7 с двигателем В-2, впоследствии получивший название БТ-7М. - Прим. авт.) и в 150 машинах «А-34»...
2) Сравнивая программу 1940 года по товарному выпуску по Спецмашиностроению в приведенных ценах 1939 года видно, что товарный выпуск 1940 года выше 1939 г. на 23%...
3) Учитывая выпуск в 1940 году 150 машин «А-34» и опытных тягачей на базе «А-34», нами построен график подготовки и освоения этих машин... Указанные графики подготовки производства просим утвердить.
4) Для возможности подготовки производства по Спецмашиностроению на 1940 год для расчета нами принят коэффициент увеличения трудоемкости маш. «А-34» 1,75 к машине «А-7».
6. Обращаю Ваше внимание на трудности, которые могут возникнуть в 1940 году в связи с освоением новых машин:
а) На Кулебакском заводе изготовить валки для проката венцов маховика для А-7Д и А-34, а также погонов для А-34.
б) Спроектировать и изготовить прессформы для резиновых изделий и грузоформы для машин А-34.
в) Организовать на заводах-поставщиках изготовление сот масляных радиаторов для А-7Д и водяных радиаторов для машин А-34.
г) Согласовать окончательно с АБТУ РККА какую систему «Л-11» или «Ф-32» устанавливать на машинах А-34.
д) Изготовить штампы и организовать штамповку траков и остальных деталей на заводе №75 для машин А-34.
е) Изготовить для серии материал 30ХМА толщиной 2,5 мм для лопаток вентилятора машин А-34.
ж) Организовать на Марзаводе штамповку и термообработку дисков из спецстали для колес машин А-34.
з) Изготовлять на заводе №37для компрессора поршни, поршневые кольца, пальцы и установочные кольца, а на заводе №75 детали диференциально-клапанного механизма для машин А-7Д и А-34.
О принятом Вами решении просим нас срочно поставить в известность.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
№ 1 Поквартальный план выпуска машин (см. табл. №2).
№2 Сравнительная таблица стоимости спецпродукции в 1939 и 1940 году.
График №1 по машине А-34 (см. табл. №3), График №2 по тягачу.
№3 Суммарный план сдачи в 1940 году запчастей.
Директор завода № 183 МАКСАРЕВ
Главный инженер завода МАХОНИН
Главный конструктор завода КОШКИН. [ 1]
Таблица № 2
Приложение № 1 Сов. Секретно.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПОКВАРТАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПУСКА МАШИН А-7Д, А-34 и Б в 1940 году, для АБТУ РККА и ГУПВВ НКВД |
|||||||||||||||||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
|
Всего в 1940 году |
||||||||||||
1 |
II |
III |
Итого |
IV |
V |
VI |
Итого |
VII |
VIII |
IX |
Итого |
X |
XI |
XII |
Итого |
||
А-34 |
2 |
2 |
. |
- |
- |
- |
- |
15 |
- |
15 |
- |
60 |
75 |
135 |
152 |
||
А-7Д линейная |
100 |
50 |
- |
150 |
50 |
50 |
- |
100 |
50 |
100 |
- |
150 |
70 |
- |
- |
70 |
470 |
А-7Д радио |
- |
50 |
100 |
150 |
- |
50 |
100 |
150 |
- |
- |
50 |
50 |
- |
- |
- |
- |
350 |
А-7Д с турелью |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
- |
50 |
50 |
- |
50 |
100 |
30 |
- |
- |
30 |
180 |
Итого: |
102 |
100 |
100 |
302 |
100 |
100 |
100 |
300 |
100 |
115 |
100 |
315 |
100 |
60 |
75 |
235 |
1152 |
Завоз машин «Б» |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Ремонт машин «Б» |
1 |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
6 |
Таблица №3
ГРАФИК №1 ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫПУСКА В 1940 г. УСТАНОВОЧНОЙ ПАРТИИ И СЕРИИ МАШИН А-34
Тот же график в тексте, прим. ВВС |
|||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||||||||||
Установочная партия А-34 (УП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Выпуск двух опытных А-34 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Испытание двух опытных А-34 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Отработка чертежей и техдокументации УП |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Заказ спецматериалов для УП |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Обеспечение покупными изделиями УП |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Изготовление заготовок для УП |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Подготовка производства для УП |
||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Подача спецматериала для УП |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Обработка деталей для корпусов и башен |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Сборка корпусов и башен |
||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Обработка деталей для УП |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Сборка комплектов деталей для УП |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Сборка машин УП |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Сдача заказчику машин УП |
||||||||||||||||||||||||||||||
Серия машин А-34 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Изготовление прессформ и грузоформ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Оформление чертежей и техдокументации |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
3. |
Заказ спецматериалов, металла, заготовок |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Изготовление штампов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Подача заготовок |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Подготовка производства для серии |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Подача спецматериалов для серии |
||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Обработка деталей для корпусов и башен |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Сборка корпусов и башен |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
10. |
Обработка деталей для серии |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
11. |
Сборка комплектов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
12. |
Сборка серийных машин |
||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
Сдача заказчику серийных машин |