В феврале 1940 г. подготовка к производству Т-34 началась и на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Так, 21 февраля вышел приказ НКСМ за номером 59с, согласно которому СТЗ в 1940 г. обязывался освоить производство танков Т-34 и в течение года выпустить установочную партию в количестве 20 штук. В этом приказе заводу запрещалось изменять чертежи, конструкцию и материал деталей без согласования с ведущим заводом №183 и АБТУ. Завод №183, в свою очередь, должен был обеспечить СТЗ чертежами на все группы деталей до конца февраля, но, естественно, этого обязательства не выполнил, так как основная масса конструкторской документации на установочную партию к тому моменту не была готова.
По-прежнему неудовлетворительно обстояли дела с производством дизельных моторов В-2 на заводе №75: за два первых месяца 1940 г. их изготовили всего 155 штук (51 двигатель в январе и 104 -в феврале). Военный представитель на заводе №75 М.Н. Федоров докладывал в АБТУ, что основной причиной срыва программы является недостаточное снабжение завода заготовками и материалами, а также крайне слабая организация труда на самом предприятии. 29 февраля 1940 г. состоялось совместное совещание с участием представителей АБТУ, заводов №75 и №183 под руководством наркома среднего машиностроения И.А. Лихачева. На этом совещании в числе прочих рассматривались вопросы о малом гарантийном сроке службы серийного дизеля В-2 и о внесении изменений в его конструкцию в 1940 г. с целью увеличения срока безаварийной работы.
Необходимо отметить, что в начале 1940 г. КБ завода №75 активно вело работы по созданию нового образца дизельного двигателя, впоследствии получившего индекс М-250 и призванного заменить серийный В-2. По мнению АБТУ, разработка М-250 сильно тормозила доводку и освоение серийного В-2, что ставило под угрозу срыва программу 1940 г. по танкостроению. Специалисты АБТУ предлагали заводу №75 не ждать результатов испытания нового М-250, а форсировать промежуточный вариант, т.е. вводить конструктивные изменения в уже существующий серийный двигатель В-2. В качестве иллюстрации сложившейся ситуации приведем фрагмент доклада старшего инженера 4-го отдела АБТУ КА Горюшкина своему начальству:
Мое заключение, а также Военной приемки завода №75 не зависимо от необходимости изготовления нового образца форсировать промежуточный вариант дизеля и после положительных испытаний ввести в серийное производство в 1940 году (один дизель проходит стендовые испытания, второй на сборке, после чего будут поставлены на танки для ходовых испытаний).
Преимущество этого образца по данным Конструкторского Бюро и нашими заключениями обеспечит надежность работы дизеля - 200 часов.
Невзаимозаменяемость деталей этого варианта с серийным дизелем минимальна, вследствие чего и дооснащения завода дополнительными приспособлениями и инструментами незначительно. Новый дизель в своем конструктивном оформлении резко отличается от серийного, на доработку его после испытания и освоение в серийном производстве займет продолжительное время и может быть введен в серию в лучшем случае в 1941 г., вследствие чего постановление К. О. по доведению срока службы дизеля 200 часов в 1940 г. заводом будет не выполнено. [11]
Однако, несмотря на мнение АБТУ, по итогам совещания И.А. Лихачев принял следующие решения:
... Оставить существующий гарантийный срок 100 часов до июня 1940 года (до результате испытаний серийного дизеля с улучшенным монтажем и технологией).
2. Отменить введение конструктивных изменений в серийный В-2 по следующим соображениям:
а) заводом №75 заканчивается разработка нового образца дизеля (речь идет о двигателе М-250. - Прим. авт.) на котором все существующие дефекты серийного дизеля учтены в лучшем варианте, чем в промежуточном.
б) промежуточный вариант отразится на производство в смысле оснащения завода дополнительными приспособлениями и инструментами, что не может не повлиять на программу.
в) заводом приняты меры технологического и монтажного улучшения серийного дизеля без конструктивных изменений, по заявлению тов. ЧУПАХИНА вполне обеспечивающие срок службы дизеля 150 часов, испытания которого будут закончены в мае мес. (в условиях пыльности). [12]
Подводя итог событиям января-февраля 1940 г., необходимо отметить следующие наиболее важные моменты:
- изготовление на заводе № 183 двух опытных образцов танка Т-34 и начало их войсковых испытаний;
- продолжение работ по подготовке производства к серийному выпуску Т-34 на заводе № 183 и Мариупольском заводе, а также подключение к этому процессу СТЗ;
- начало работ по упрощению бронедеталей Т-34, целью которых являлась адаптация их конструкции под производственные возможности предприятий, в том числе создание и начало работы бригады по литью на Мариупольском заводе.
23 января 1940 г. вышла в свет директива за подписью заместителя народного комиссара обороны СССР командарма 1 ранга Г.И. Кулика о проведении войсковых испытаний опытных танков Т-34. В этом документе были определены сроки проведения испытаний (с 25 января по 25 марта 1940 г.), утверждена их программа, а также состав комиссии, председателем которой назначили начальника АБТВ Харьковского военного округа полковника Черняева. В состав комиссии вошли: заместитель председателя - майор И.Г. Панов; представители АБТУ КА - майор Геркевич и военинженеры 3-го ранга Н.Я. Горюшкин и П.П. Байков; представители АБТВ ХВО - майор Лункин и военинженер 2-го ранга Лихацкий; представитель АУ КА - военинженер 2-го ранга Р.Е. Соркин; от Главспецмаша - инженер Н.И. Масальская; представители от завода №183 - главный конструктор М.И. Кошкин, и начальник КБ 520 А.А. Морозов; от завода №75 - Слепов и от СТЗ - начальник КБ2 Кокушкин.
Однако провести испытания в указанные сроки не удалось, так как опытные Т-34 были окончательно готовы к испытаниям только во второй декаде февраля 1940 г. В своем докладе председателю НКО СССР «О причинах срыва сроков испытаний танка А-34» от 7 марта 1940 г. председатель комиссии Черняев сообщил, что по причине неготовности танков комиссия приступила к испытаниям только 13 февраля 1940 г.
Испытаниям были подвергнуты две опытные машины, причем, как было сказано выше, машина №311-11-3 именовалась в документации «Танк №1», а машина №311-18-3 - «Танк №2».
Перед началом испытаний в январе 1940 г. на территории завода №183 провели контрольное взвешивание танка №1. Его общий вес достиг 25600 кг при среднем клиренсе 400 мм. Необходимо отметить, что на момент взвешивания машина была не полностью собрана, но в ее общий вес вошли отдельно взвешенные недостающие элементы, а также экипаж. Среднее удельное давление на грунт при этом составило 0,606 кг/см2. Позднее, в феврале 1940 г., были произведены расчеты по определению координат центра тяжести танка. Результаты расчетов приведены в таблице №5.
Таблица № 5
Марка танка |
Вес танка при определении Ц.Т. в кг |
Средний клиренс танка в мм |
Координаты расположения центра тяжести в мм |
Расстояние между центрами гусеничных колес по ширине машины в мм |
Максимальный угол крена машины в ° по расчету |
||
X |
Z |
Z1 |
|||||
Т-34 |
25000 |
400 |
2545 |
355 |
964 |
2450 |
52° |
Т-32 |
18300 |
385-400 |
2397 |
316 |
905 |
2300 |
52° |
БТ-7 |
13720 |
398 |
1995 |
238 |
848 |
1960 |
49° |
БТ-7М |
14500 |
440 |
2015 |
285 |
937 |
1960 |
46° |
Примечание:
1. X - расстояние от оси гусеничного колеса до Ц. Т. по горизонтали.
2. Z - расстояние от оси гусеничного колеса до Ц. Т. по вертикали.
3. Z1 - расстояние от грунта до центра тяжести.
Схема расположения центра тяжести опытного танка Т-34.