При исследовании воздействия подрыва мин на экипаж с использованием лабораторных животных применялись мины с массой ВВ от 5,5 до 9,0 кг. Пять мин были снаряжены тротилом и одна мина - ТГ 50/50 массой 4,3 кг. Как показали результаты испытаний, независимо от условий подрыва мин под гусеницами танка (за исключением подрывов мин, приведших к поражению днища) животные, размещавшиеся на рабочих местах членов экипажа, в большинстве случаев получали легкие повреждения. При поражении днища у них наблюдались средние повреждения, при наличии которых экипаж танка мог быть выведен из строя.
В своих выводах НИИБТ полигон рекомендовал КБ заводов, учитывая тяжелые повреждения, получаемые танками при взрыве противотанковых мин, организовать НИР по изысканию мероприятий по повышению противоминной стойкости ходовой части и особенно днища корпуса танка. Кроме того, в дальнейшем при проведении испытаний опытных броневых корпусов артиллерийским обстрелом предписывалось осуществлять контрольные подрывы 2-3 мин под днищем корпуса.
Для эффективной борьбы с пожаром, который мог возникнуть в танке при его поражении, в Т-54 первоначально использовалась автоматическая система ППО двухкратного действия, разработанная в 1946 г. заводом «Красное Сормово» (принята на серийное производство постановлением Совета Министров СССР №1568-697 от 16 июля 1946 г.). В ее состав входили термозамыкатели, выполнявшие роль термоизвещателей и обеспечивавшие выдачу звукового и светового сигналов при пожаре. Эта система ППО устанавливалась в танках до 1949 г. и включалась автоматически при пожаре во всех отделениях танка, а также имела дублированный ручной привод огнетушителей боевого отделения.
Необходимо отметить, что в 1947 г. для снижения вероятности детонации боекомплекта при поражении танка и возникновения пожара для Т-54 на заводе №183 разработали «мокрую» боеукладку, выполненную по типу боеукладки американских танков. Ее проект рассматривался в Министерстве транспортного машиностроения и ГБТУ ВС, но в 1948 г. эта работа была прекращена.
Из-за ряда недостатков, выявленных в процессе эксплуатации танков в 1947-1948 гг., и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №313-109 от 21 января 1949 г. автоматическая система ППО подверглась как конструктивной, так и производственной доработке. С целью значительного повышения эффективности тушения пожаров в танке и улучшения надежности работы системы ППО в танках Т-54, выпущенных в 1949 г., была установлена измененная система конструкции челябинского СКВ «Ротор» с кнопочным включением по типу авиационного ППО.
В1954 г. на ЧКЗ создали унифицированную систему ППО (УС ППО), которая прошла испытания на НИИБТ полигоне в танке Т-54 в 1954-1955 гг. Она обеспечивала повышение противопожарной защиты танка по сравнению с существующими на тот момент времени серийными системами за счет:
- автоматического включения ППО в двух пожароопасных отделениях танка при возникновении пожара;
- введения МОД (вместо подачи углекислоты в цилиндры двигателя), обеспечивавшего более надежное автоматическое его глушение через 3,5-4,0 с после срабатывания системы;
- автоматической задержки на 4-6 с подачи углекислоты до момента глушения двигателя;
- автоматического ввода очередного баллона при неисправности предыдущего;
- устранения возможности истечения углекислоты через разряженный баллон;
- автоматического отключения вентиляторов при срабатывании системы и включения их после ликвидации пожара.
Вариант наиболее приемлемого расположения термоэлектродатчиков и распылителей УС ППО в танке Т-54. НИИБТ полигон, 1955 г. |
Термоэлектродатчик, изготовленный ЧКЗ по предложению НИИБТ полигона. |
Испытания встроенной системы ТДА.
Значительное повышение эффективности УС ППО было достигнуто за счет установки термоэлектродатчиков ТЭД, изготовленных по предложению НИИБТ полигона с измененными поляризованными реле вместо штатных термоэлектрозамыкателей. Кроме того, сотрудники полигона разработали вариант наиболее приемлемого расположения термоэлектродатчиков и распылителей в танке Т-54.
Испытания показали, что поражение экипажа ожогами при опытах с манекенами и животными при тушении пожаров новой системой ППО было значительно меньше, чем при тушении пожаров с использованием штатной системы. По результатам испытаний НИИБТ полигон рекомендовал УС ППО на серийное производство для всех типов танков и установку ее на вновь проектируемые средние танки. Опыт работы по УС ППО в дальнейшем использовался при создании унифицированной автоматической системы ППО, которая с 1958 г. серийно устанавливалась на танках Т-55.
Что касается полуавтоматической системы ППО танка Т-54, то в целях упрощения конструкции и улучшения условий обслуживания к 1957 г. ее подвергли некоторым конструктивным изменениям, обеспечивавшим более надежную работу.
Для повышения защищенности танка Т-54 в КБ завода №75 в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №42 от 28 февраля 1955 г. развернулись ОКР по созданию термической дымовой аппаратуры (шифр «Дым»), которая предназначалась для постановки аэрозольной (дымовой) завесы вместо использования дымовых шашек БДШ-5. После проведения экспериментальных работ и подготовки чертежно-технической документации в начале 1956 г. завод №75 установил опытную встроенную дымовую систему ТДА на Т-54А, получившем заводское обозначение «Объект 442». В апреле-мае 1956 г. танк «Объект 442» прошел заводские испытания, а августе того же года после доработки конструкции отдельных элементов системы ТДА - полигонные испытания. Результаты испытаний показали, что по сравнению с дымовой завесой, поставленной с помощью шашек БДШ-5, маскирующее действие завесы с использованием ТДА было более эффективным, а ее стойкость в отдельных случаях (в зависимости от погодных условий) - в 2 раза выше. Кроме того, система ТДА обеспечивала возможность не только регулировки продолжительности постановки завесы, но и многократность ее использования.