Оглавление

При исследовании воздействия подрыва мин на экипаж с использованием лабораторных животных применялись мины с массой ВВ от 5,5 до 9,0 кг. Пять мин были снаряжены тротилом и одна мина - ТГ 50/50 массой 4,3 кг. Как показали результаты испытаний, независимо от условий подрыва мин под гусеницами танка (за исключением подрывов мин, приведших к поражению днища) животные, размещавшиеся на рабочих местах членов экипажа, в большинстве случаев получали легкие повреждения. При поражении днища у них наблюдались средние повреждения, при наличии которых экипаж танка мог быть выведен из строя.

В своих выводах НИИБТ полигон рекомендовал КБ заводов, учитывая тяжелые повреждения, получаемые танками при взрыве противотанковых мин, организовать НИР по изысканию мероприятий по повышению противоминной стойкости ходовой части и особенно днища корпуса танка. Кроме того, в дальнейшем при проведении испытаний опытных броневых корпусов артиллерийским обстрелом предписывалось осуществлять контрольные подрывы 2-3 мин под днищем корпуса.

Для эффективной борьбы с пожаром, который мог возникнуть в танке при его поражении, в Т-54 первоначально использовалась автоматическая система ППО двухкратного действия, разработанная в 1946 г. заводом «Красное Сормово» (принята на серийное производство постановлением Совета Министров СССР №1568-697 от 16 июля 1946 г.). В ее состав входили термозамыкатели, выполнявшие роль термоизвещателей и обеспечивавшие выдачу звукового и светового сигналов при пожаре. Эта система ППО устанавливалась в танках до 1949 г. и включалась автоматически при пожаре во всех отделениях танка, а также имела дублированный ручной привод огнетушителей боевого отделения.

Необходимо отметить, что в 1947 г. для снижения вероятности детонации боекомплекта при поражении танка и возникновения пожара для Т-54 на заводе №183 разработали «мокрую» боеукладку, выполненную по типу боеукладки американских танков. Ее проект рассматривался в Министерстве транспортного машиностроения и ГБТУ ВС, но в 1948 г. эта работа была прекращена.

Из-за ряда недостатков, выявленных в процессе эксплуатации танков в 1947-1948 гг., и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №313-109 от 21 января 1949 г. автоматическая система ППО подверглась как конструктивной, так и производственной доработке. С целью значительного повышения эффективности тушения пожаров в танке и улучшения надежности работы системы ППО в танках Т-54, выпущенных в 1949 г., была установлена измененная система конструкции челябинского СКВ «Ротор» с кнопочным включением по типу авиационного ППО.

В1954 г. на ЧКЗ создали унифицированную систему ППО (УС ППО), которая прошла испытания на НИИБТ полигоне в танке Т-54 в 1954-1955 гг. Она обеспечивала повышение противопожарной защиты танка по сравнению с существующими на тот момент времени серийными системами за счет:
- автоматического включения ППО в двух пожароопасных отделениях танка при возникновении пожара;
- введения МОД (вместо подачи углекислоты в цилиндры двигателя), обеспечивавшего более надежное автоматическое его глушение через 3,5-4,0 с после срабатывания системы;
- автоматической задержки на 4-6 с подачи углекислоты до момента глушения двигателя;
- автоматического ввода очередного баллона при неисправности предыдущего;
- устранения возможности истечения углекислоты через разряженный баллон;
- автоматического отключения вентиляторов при срабатывании системы и включения их после ликвидации пожара.

SuT5455145.jpg SuT5455146.jpg

Вариант наиболее приемлемого расположения термоэлектродатчиков и распылителей УС ППО в танке Т-54. НИИБТ полигон, 1955 г.

Термоэлектродатчик, изготовленный ЧКЗ по предложению НИИБТ полигона.

SuT5455147.jpg

Испытания встроенной системы ТДА.

Значительное повышение эффективности УС ППО было достигнуто за счет установки термоэлектродатчиков ТЭД, изготовленных по предложению НИИБТ полигона с измененными поляризованными реле вместо штатных термоэлектрозамыкателей. Кроме того, сотрудники полигона разработали вариант наиболее приемлемого расположения термоэлектродатчиков и распылителей в танке Т-54.

Испытания показали, что поражение экипажа ожогами при опытах с манекенами и животными при тушении пожаров новой системой ППО было значительно меньше, чем при тушении пожаров с использованием штатной системы. По результатам испытаний НИИБТ полигон рекомендовал УС ППО на серийное производство для всех типов танков и установку ее на вновь проектируемые средние танки. Опыт работы по УС ППО в дальнейшем использовался при создании унифицированной автоматической системы ППО, которая с 1958 г. серийно устанавливалась на танках Т-55.

Что касается полуавтоматической системы ППО танка Т-54, то в целях упрощения конструкции и улучшения условий обслуживания к 1957 г. ее подвергли некоторым конструктивным изменениям, обеспечивавшим более надежную работу.

Для повышения защищенности танка Т-54 в КБ завода №75 в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №42 от 28 февраля 1955 г. развернулись ОКР по созданию термической дымовой аппаратуры (шифр «Дым»), которая предназначалась для постановки аэрозольной (дымовой) завесы вместо использования дымовых шашек БДШ-5. После проведения экспериментальных работ и подготовки чертежно-технической документации в начале 1956 г. завод №75 установил опытную встроенную дымовую систему ТДА на Т-54А, получившем заводское обозначение «Объект 442». В апреле-мае 1956 г. танк «Объект 442» прошел заводские испытания, а августе того же года после доработки конструкции отдельных элементов системы ТДА - полигонные испытания. Результаты испытаний показали, что по сравнению с дымовой завесой, поставленной с помощью шашек БДШ-5, маскирующее действие завесы с использованием ТДА было более эффективным, а ее стойкость в отдельных случаях (в зависимости от погодных условий) - в 2 раза выше. Кроме того, система ТДА обеспечивала возможность не только регулировки продолжительности постановки завесы, но и многократность ее использования.

Оглавление