Оглавление

SuT5455139.jpg SuT5455140.jpg SuT5455141.jpg

Слева направо: повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины, снаряженной ТГ 50/50, между катками (перекрытие 1/3 диаметра мины); при взрыве заряда массой 9 кг под первым левым катком (полное перекрытие диаметра мины) и под первым левым катком (перекрытие 1/2 диаметра мины).

SuT5455142.jpg SuT5455143.jpg SuT5455144.jpg

Слева направо: разрушения кронштейна оси балансира, упора и ограничителя; прогиб днища; разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве динамонового заряда (перекрытие 1/2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955 г.

Указанные повреждения ходовой части не приводили к остановке танка и выходу его из строя. После каждого подрыва пуск двигателя осуществлялся с первой попытки, и машина могла пройти 2,5-3 км без замены разрушенных и поврежденных деталей. Только при полном перекрытии мины с массой ВВ 6 кг гусеницей последняя перебивалась, и танк временно терял способность к движению. Что касается других повреждений, то они практически были такими же, как и при взрыве мин с массой ВВ 5,5-6,5 кг с перекрытием 1/2-4/5 диаметра мины.

При взрыве мин между опорными катками (особенно вне проекции катка) эффект их разрушающего действия резко повышался. В этом случае траки гусеницы перебивались полностью при взрыве мины с массой ВВ 5,5 кг с перекрытием 1/3 ее диаметра.

Разницы в действиях мин, снаряженных тротилом и ТГ 50/50, при подрыве их под опорными катками не было. Мины с тротиловым снаряжением массой 8 кг подрывались под опорными катками с перекрытием 1/2 диаметра мины в грунте средней плотности и в специально подготовленном мягком грунте.

При подрыве мины, установленной в грунт средней плотности, гусеница полностью перебивалась. Подрыв мины в мягком грунте не вызывал полного перебития гусеницы, а смежные траки имели соединение через две проушины. Это позволило сделать вывод, что мягкий грунт несколько снижал эффективность действия мин.

В ходе испытаний удлиненного заряда массой 2,04 кг он подрывался под первым опорным катком. При этом гусеница оказывалась полностью перебитой, опорный каток - разбит, а из амортизатора вытекала жидкость. После подрыва было заменено шесть траков и один опорный каток.

При исследовании действия мин на движущийся танк было установлено, что взрыв мины происходил под первым опорным катком при перекрытии гусеницей 1/2 ее диаметра. В результате гусеница полностью не перебивалась, только у трех траков были выбиты куски металла на длине 200 мм. При этом опорный каток полностью разрушился, а на его оси срезало резьбу. Кроме того, была разбита фара наружного освещения. По характеру полученных повреждений ходовой части танка практической разницы в действии мин на неподвижный или движущийся со скоростью 6-8 км/ч танк обнаружено не было.

От взрыва мин и сосредоточенных зарядов с массой ВВ до 9-9,5 кг (аналога мин армий стран НАТО) у танка Т-54 разрушениям подвергались узлы ходовой части, днище и надгусеничные полки. Днище машины получало остаточные деформации или же разрушалось только при полном перекрытии 9-9,5 кг мины гусеницей при установке мины с внутренней стороны последней. Чаще всего подрыв мин происходил под первыми опорными катками, при этом в первую очередь разрушалось днище в районе отделения управления и получали повреждения узлы и детали, располагавшиеся в этом отделении (органы управления, аккумуляторные батареи и т.д.). Если же при взрыве мины днище оставалось не деформированным, то кроме повреждений в ходовой части и надгусеничных полок танк других повреждений не имел. Вооружение танка, как правило, оставалось исправным. После восстановления ходовой части и надгусеничных полок Т-54 мог выполнять боевую задачу. Тем не менее вероятность разрушения днища при подрыве на 9-9,5 кг минах потребовала от конструкторов более серьезного подхода к выбору толщин днища и его конструкции при проектировании новых, а также защиты уже изготовленных машин.

Из узлов ходовой части наиболее серьезные повреждения имели кронштейны осей балансиров. Необходимо отметить, что вынос второй опоры балансира из корпуса наружу отрицательно сказался на стойкости ходовой части танка к взрыву противотанковых мин. Выступающие части этого узла (опора балансира, выступающий конец торсиона, болты крепления ограничителя и опоры балансира и крышки торсиона), располагавшиеся на довольно близком расстоянии от взрывающихся мин из-за короткого балансира, подвергались сильному воздействию ударной волны. В результате эти детали разрушались или же изгибались. Поэтому при разработке новых танков вынос наружу опор балансиров, с точки зрения противоминной стойкости, был нежелателен.

Оглавление