Оглавление

SuT5455131.jpg SuT5455132.jpg SuT5455133.jpg

Слева направо: разрушения и повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины, снаряженной ТГ 50/50 (полное перекрытие диаметра мины); при взрыве мины с массой ВВ 8 кг в мягком грунте под пятым левым катком (перекрытие 1/2 диаметра мины) и при взрыве мины с массой ВВ 6,5 кг между опорными катками (перекрытие 1/3 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955 г.

Изучение характера и степени воздействия взрыва мин на экипаж танка при испытаниях осуществлялось с использованием лабораторных животных (собаки и кролики), которых размещали на соответствующих рабочих местах. При этом особое внимание уделялось изучению характера поражений животных, располагавшихся в момент подрыва на месте механика-водителя. В процессе испытаний произвели 30 подрывов мин, сосредоточенных и удлиненных зарядов под гусеницами танка Т-54, из них шесть - с лабораторными животными.

Анализ и оценка характера разрушений, получаемых танком, производились в зависимости от типа и массы ВВ, а также от величины перекрытия мины гусеницей (1/3, 1/2, 3/5, 4/5 диаметра мины) и места ее установки (с наружной или внутренней стороны гусеницы, под опорным катком или между катками).

Так, например, подрыв мин, снаряженных тротилом массой до 6,5 кг и установленных с внешней стороны, перебивали гусеницу танка Т-54 только при полном их перекрытии гусеницей. При взрыве мин с частичным перекрытием гусеницей (1/3, 1/2, 3/5, 4/5 диаметра мины) гусеница полностью не перебивалась, а машина сохраняла способность к движению и могла вести огонь. При этом повреждения траков носили местный характер. Как правило, от трака (материал - сталь Г13), лежавшего над миной, и траков, с ним сопряженных, отбивались куски металла до обода опорного катка, а сам обод деформировался. Деформации опорного катка и вырывы у траков увеличивались с ростом перекрытия мины. Однако, несмотря на это у траков сохранялись не менее двух целых проушин, и при движении машины гусеница не разрывалась.

Кроме повреждения траков при взрыве мин с массой ВВ до 6,5 кг с вышеуказанными величинами перекрытия их гусеницами, танк получал значительные деформации левой и правой надгусеничных полок и ящиков с ЗИП и инструментом. В результате механик-водитель не мог открыть крышку своего люка, а наводчик - повернуть башню вправо на угол более 45-50° (при горизонтальном положении пушки), так как ствол упирался в надгусеничную полку. После каждого подрыва мины требовалась замена катка: кроме деформации дисков и бандажей, как правило, выходили из строя и подшипники. В некоторых случаях имели место разрушение опор балансира, срез болтов их крепления и крышки торсиона. Кроме того, при каждом подрыве мины между крышкой и корпусом лопастного гидроамортизатора в небольшом количестве происходило вытекание жидкости.

SuT5455134.jpg SuT5455135.jpg

Повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины массой 8 кг в движении (перекрытие 1/2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955 г.

Разрушения ходовой части танкаТ-54 при взрыве мины с массой ВВ 8 кг в грунте средней плотности. НИИБТ полигон, 1955 г.

SuT5455136.jpg SuT5455137.jpg SuT5455138.jpg

Слева направо: повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 5,5 кг между опорными катками (перекрытие 1/3 диаметра мины); при взрыве мины с массой ВВ 5,5 кг под вторым от опорного катка траком (перекрытие 1/3 диаметра мины) и под третьим от опорного катка траком (перекрытие 1/3 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955 г.

Оглавление