Оглавление

SuT5455148.jpg

Танк Т-54 под желтой ленточной маской «Паучок» на расстоянии 80 м.

SuT5455150.jpg

Танк Т-54 вне окопа, замаскированный брезентовыми полотнищами и маской «Паучок» из желтого покрытия №50/6x6 «П».

SuT5455151.jpg

Танк Т-54 в окопе №13 с маскпокрытием «Паучок» (снимок сделан после производства пяти выстрелов).

После проведения испытаний и последующей корректировки технической документации по встроенной системе ТДА в конце 1956 г. ее передали с завода №75 на головной (по машине) завод №183. В соответствии с совместным решением Министерства транспортного машиностроения и ГБТУ от 9-20 сентября 1957 г. завод № 183 в октябре того же года изготовил пять танков Т-54Б с системой ТДА. В ноябре 1957 г. эти машины успешно прошли контрольные испытания, по результатам которых система ТДА была рекомендована к серийному производству и с 1958 г. стала устанавливаться на танке Т-55.

Другим средством снижения заметности танка при ведении боевых действий являлось использование различного рода маскировочных накидок. Несколько вариантов накидок, имевших наименование «Паучок», прошли испытания на танке Т-54. Они обеспечивали снижение заметности машины как непосредственно на поле боя, так и при расположении в танковом окопе.

В связи с развитием ядерного оружия в первой половине 1950-х гг. в КБ завода №75, опираясь на исследования, выполненные в Академии БТ и MB, приступили к изучению влияния факторов ядерного взрыва на танк и его экипаж, а также к изысканию путей повышения защитных свойств Т-54. В 1954 г. были спроектированы отдельные элементы защиты и проведены экспериментальные работы по созданию противодавления в боевом отделении машины, для чего заказчик выделил заводу №75 два танка Т-54 выпуска 1954 г., получивших заводское обозначение «Объект 440».

Защита экипажа и внутреннего оборудования от затекания ударной (взрывной) волны осуществлялась с помощью специальных заслонок, автоматически закрывавших все воздухопритоки, воздухоотводы и выпускные патрубки в момент ядерного взрыва. В качестве датчиков для выдачи сигнала на срабатывание исполнительных механизмов заслонок предполагалось использовать фотоэлементы, реагирующие на световое излучение, которые должны были размещаться на крыше танка. Время срабатывания системы защиты, состоявшей из реле и тяг с заслонками, не превышало 0,4 с. Фотоэлементы представляли собой селеновые приборы, малочувствительные к тряске и влажности. Для их защиты от воздействия солнечных лучей использовались светофильтры, а от механических и боевых повреждений - специальная защита.

Герметичность машин достигалась за счет установки специальных уплотнений и максимального уменьшения всех неплотностей в подвижных соединениях. Для фильтрации воздуха служила батарея центральных очистителей в виде специальных циклонов, обладавших достаточно высокой степенью очистки воздуха, малым гидравлическим сопротивлением и приемлемыми габаритами для размещения в танке. Применение циклонов было обусловлено возможностью автоматического удаления из бункеров отсепарированной пыли с помощью эжекторов, использовавших энергию отработавших газов двигателя. При этом наиболее пригодными для этих целей оказались плоские прямоточные циклоны с двумя улиткообразными направляющими аппаратами. В состав батареи входили 27 таких циклонов. Применение циклонов серийных танковых воздухоочистителей для первичной очистки воздуха оказалось невозможным, так как потребовалось бы 200 таких циклонов, для установки которых в танке просто не было места.

SuT5455149.jpg SuT5455152.jpg

Схема системы ПАЗ танка «Объект 440».

Конструкция комбинированного фильтра-поглотителя.

Оглавление