Оглавление

Большое внимание при исследовании подрыва снарядов на лобовой броне уделялось возможному повреждению осколками входных окон приборов наблюдения и прицелов. Как правило, наклон верхних лобовых листов брони танков с классической формой внешних обводов способствует направлению полета осколков в сторону башни, где расположены прицел и смотровые приборы. Результаты расчетов и проведенных испытаний показали, что снизить возможность поражаемости входных окон оптических приборов можно за счет выбора оптимальной схемы броневой защиты танка и рационального расположения самих приборов, уменьшив их приведенную зону поражения29. В случаях, когда этими мерами не удавалось снизить вероятность поражения оптических приборов, было рекомендовано устанавливать броневые щитки и защитные планки, создававшие искусственные зоны для отклонения осколков.

В первом послевоенном периоде на НИИБТ полигоне проводились исследования и по противоминной защите боевых машин. Эти исследования велись экспериментальным путем - натурными подрывами образцов бронетанковой техники и в основном были направлены на определение противоминной стойкости и восстанавливаемости элементов ходовой части серийных танков. Защита танков на поле боя от противотанковых мин предусматривалась за счет использования навесных танковых противоминных тралов.

Второе направление НИОКР в области защищенности было связано с уменьшением вероятности нанесения ущерба после пробития броневой преграды. Учитывая, что в годы Великой Отечественной войны около 70% безвозвратных потерь составляли сгоревшие танки, большое внимание уделялось борьбе с пожарами. Важность этой задачи объяснялась тем, что послевоенные танки были еще более пожароопасными, чем танки военного периода в связи с увеличением количества возимого топлива и применением пожароопасной рабочей жидкости в стабилизаторах оружия. Кроме того, в рассматриваемый период начинались исследования по применению в танках многотопливных двигателей (работавших не только на дизельном топливе, но и на бензине и авиационном керосине), а также использованию в боекомплекте к пушкам выстрелов с раздельно-гильзовым заряжанием (115-мм пушка Д-68 танка «Объект 432»), в которых заряды находились не в цельнометаллических, а в частично сгораемых гильзах. Поэтому в ходе совершенствования послевоенных танков постоянно велись работы по их оснащению эффективными автоматическими системами ППО.

Первую отечественную танковую стационарную автоматическую углекислотную установку разработали в НИИ противопожарного оборудования еще в конце 1943 г. Опытная партия этих установок, изготовленная на заводе №100 в Челябинске, была смонтирована в танках Т-34-85 (ППО Т-34) и в 1944 г. успешно прошла испытания на НИБТ полигоне. По результатам испытаний отечественная углекислотная автоматическая установка оказалась наиболее эффективной по сравнению с противопожарным оборудованием иностранных танков конца Второй мировой войны. Опыт работы над данной установкой был использован в КБ завода №112 «Красное Сормово» при создании противопожарного оборудования многократного действия для танка Т-54 в 1946 г.

Первоначально для танков были разработаны автоматические системы ППО двукратного действия (танки Т-54 обр. 1947—1948 гг. и ПТ-76) и трехкратного действия (танки ИС-4, Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М), предназначавшиеся для тушения возникавших пожаров в МТО. Исключение составляли танки Т-54 и ИС-4. В среднем танке Т-54 автоматическая система ППО использовалась также и для тушения пожаров — в боевом отделении и в отделении управления — и при необходимости могла включаться вручную. В тяжелом танке ИС-4 для тушения пожаров в боевом отделении и отделении управления устанавливалась вторая система ППО однократного действия с кнопочным ручным включением. Во всех танках для тушения очагов пожаров в боевом отделении, отделении управления и снаружи машины дополнительно укладывались два (в Т-10М - один) ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2.

В первых автоматических системах ППО использовались термоэлектрозамыкатели (ТЭЗ, ТЭЗ-3), выполнявшие роль термоизвещателей и обеспечивавшие выдачу звукового и светового сигналов при пожаре, а также замыкание цепи к электрозапалу первого (последующего) из трех (на ПТ-76 — двух) баллонов с углекислотой. Термоэлектрозамыкатель представлял собой реле, реагирующее на повышение температуры окружающего воздуха. Замыкание контактов реле происходило за счет прогиба мембраны, изготовленной из биметалла (инвар-сталь) при нагреве ее до температуры 120— 150°С. Термоэлектрозамыкатели обычно устанавливались в местах наиболее вероятного возникновения пожара в МТО и боевом отделении (на Т-54).

В ноябре 1949 г. автоматическую систему ППО среднего танка Т-54 заменили более эффективной полуавтоматической системой ППО трехкратного действия с термоэлектроизвещателями и кнопочным включением электрической схемы ввода в действие средств пожаротушения, созданной в челябинском СКВ «Ротор». Конструкция и принцип действия термоэлектроизвещателя были аналогичны конструкции и действию термоэлектрозамыкателя в предыдущей системе ППО. Замыкание контактов реле происходило за счет прогиба мембраны при ее нагреве до температуры 130-160°С. Время нагрева мембраны факелом для срабатывания составляло 11-12 с.

С 1958 г. в танке Т-55 стала монтироваться унифицированная автоматическая система ППО (УА ППО) с термодатчиками ТД-1, установленными в боевом отделении и МТО. При пожаре они выдавали сигнал на аппаратуру, управлявшую выключением нагнетателя и вентилятора в боевом отделении (если они были включены), на срабатывание пиропатрона, обеспечивавшего выпуск пожаротушащего состава из баллона, а также на механизм остановки танкового двигателя (МОД). Термодатчик ТД-1 состоял из 15 последовательно соединенных термопар и срабатывал при разности температур в термопаре свыше 70°С. После тушения пожара система обеспечивала автоматическое включение нагнетателя и вентилятора и снятие сигнала с МОД. В качестве пожаротушащего состава первоначально применялась углекислота СО2, а затем, с апреля 1959 г., — ее смесь с бромистым этилом и сжатым воздухом (состав «3,5»). Система УА ППО с пожаротушащим составом «3,5» получила название «Роса». Этот тип системы ППО был заимствован из авиации и доработан с учетом условий ее действия в танке.

SuRuPzWg0461.jpg

 

SuRuPzWg0462.jpg
Схема автоматической системы ППО танка Т-54 обр. 1947—1948 гг. Схема автоматической системы ППО танка Т-10.
SuRuPzWg0463.jpg SuRuPzWg0464.jpg
Термоэлектрозамыкатель ТЭЗ-3 Термоэлектроизвещатель.
 

29 Приведенная зона поражения смотрового прибора - расчетная зона броневой поверхности танка, при попадании в которую существует высокая вероятность поражения данного смотрового прибора.

Оглавление