Для успешного перемещения С-60 по обледенелым дорогам и езды по дорогам с твердым покрытием были предусмотрены специальные литые шпоры и штампованные башмаки, которые крепились болтами к тракам гусениц. Однако на практике они не использовались, поскольку болты зачастую расшатывались или вообще обрывались.
На «Sixty» могло быть установлено как карбидное, так и электрическое освещение. На тракторах, закупленных в 1931 г., было применено электрическое освещение от генератора «Бош». Эти тракторы имели две фары, расположенные у верхнего бака радиатора и с правой стороны сиденья. У закупленных Зернотрестом тракторов, кроме того, сзади под сиденьем располагался щиток на пять розеток для электропитания фар прицепных орудий. Фары имели собственные выключатели на корпусах; выключатели также монтировались на рулевой колонке. Для «Сталинца» был принят вариант с электрооборудованием, включающим генератор постоянного тока завода АТЭ и три фары.
Обработка танков Т-34-85 дегазирующими растворами. Справа виден трактор С-60. 1947 г. | Установка переднего крюка на раме трактора С-60. |
На «Sixty» прицепная серьга укреплялась в листе, подвешенном к коробке передач на двух кронштейнах. Серьга могла поворачиваться на вертикальной оси и фиксироваться в пяти положениях. Конструкция серьги обеспечивала возможность крепления прицепа в двух положениях по высоте. Сцепной прибор трактора «Сталинец» несколько отличался от американского прототипа, а самое главное, серьга допускала лишь одно положение прицепа по высоте. При необходимости на С-60 можно было смонтировать прицепную серьгу типа «Катерпиллер», однако их массовое изготовление так и не освоили.
Еще одной дополнительной опцией трактора С-60 являлся передний буксирный прибор, который ставился только по специальному заказу на некоторых машинах, поступавших военным и гражданским заказчикам (как дополнительное оборудование согласно ОСТ №6390/326). Вместе с тем, для успешной службы в РККА требовалась установка переднего сцепного прибора на всех «сталинцах», поскольку без него серьезно затруднялась эксплуатация: например, спаренная езда (буксировка тяжелых прицепов двойной тягой), взятие на буксир аварийной машины и т.п. Отсутствие переднего крюка на тракторах, находящихся в эксплуатации в сельском хозяйстве и промышленности и передаваемых по мобилизации в РККА, также усложняло их использование. Для установки силами воинских частей переднего сцепного прибора врид начальника испытательного отдела НИАБТП т. Казанский даже подготовил соответствующую инструкцию.
В то же время воинские части не располагали возможностями для установки на мобилизованные тракторы передних сцепных приборов своими силами, поэтому неоднократно ставился вопрос об оснащении ими всех тракторов — как вновь выпускаемых, так и находящихся у гражданских эксплуатантов. В связи с этим гражданскими наркоматами был издан ряд соответствующих указаний. Например, Наркомзем своим постановлением №4299 от 15 сентября 1934 г. обязал Главзерно изготовить на одном из своих заводов в течение IV квартала 1934 г. и I квартала 1935 г. сцепные приборы и оборудовать ими тракторы. Однако не все указания были выполнены, поэтому передний сцепной прибор получили далеко не все тракторы С-60.
Технические характеристики трактора «Сталинец-60» |
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
4090 |
ширина |
2395 |
высота по радиатору |
2030 |
вертикальный просвет при погруженных почвозацепах |
400 |
Рабочий вес трактора без водителя, кг |
10000 |
Расчетные скорости вперед км/ч |
3,0-4,2-5,9 |
Тип двигателя |
Четырехтактный, карбюраторный |
Топливо |
Лигроин |
Емкость основного топливного бака л |
390 |
Емкость пускового топливного бака л |
16 |
Гарантированная максимальная мощность л.с. |
72 |
Вес двигателя с вспомогательными агрегатами кг |
1300 |
Число цилиндров |
4 |
Диаметр цилиндров мм |
165 |
Ход поршня мм |
216 |
Рабочий объем л |
18,45 |
Степень сжатия |
3,96 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Расположение клапанов |
Верхнее |
Система смазки двигателя |
Комбинированная |
Емкость масляной системы л |
19 |
Система охлаждения |
Принудительная |
Емкость системы охлаждения л |
60 |
Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 1-й скорости |
32/14 |
Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 2-й скорости |
29/17 |
Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 3-й скорости |
25/21 |
Передаточное число трансмиссии в центральной передаче |
43/12 |
Передаточное число трансмиссии в конечных передачах |
52/12 |
Раздаточные механизмы трансмиссии |
Многодисковые фрикционные муфты |
Тип тормоза |
Ленточный, с закрепленным концом |
Число тормозов |
2 |
Колея гусениц мм |
1823 |
Тип зацепления |
Цевочное |
Ширина звена гусеницы мм |
203 |
Шаг гусеницы мм |
500 |
Подвеска остова трактора |
Полужесткая |
Литература
1. Трактор ЧТЗ «Сталинец 60». - М.: Сельхозгиз, 1936.