Еще до освоения серийного выпуска трактора С-60 начались поисковые работы по перспективному образцу. 15 ноября 1930 г. ЦК ВКП(б) был поставлен вопрос о необходимости рационального использования нефтепродуктов и об ускорении перевода двигателей транспортных и иных машин на тяжелое топливо. Одним из направлений научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности стало создание более экономичной модификации «Сталинца» с двигателем, работающим на тяжелом топливе. Конструированием такого мотора занимались АТТБ ОГПУ и ряд других коллективов.
В период с 15 июля по 1 ноября 1934 г., на основании постановления СНК СССР от 15 мая 1932 г., состоялись конкурсные испытания дизельных (как быстроходных дизельных, так и калоризаторных) двигателей иностранной и советской конструкции, смонтированных на автомобильных и тракторных шасси. В общей сложности в конкурсе участвовали 58 автомобильных и тракторных двигателей 20 фирм из десяти стран, в том числе четыре мотора советского производства.
Целями конкурса являлись:
«а) Выявление преимуществ и недостатков автотракторных дизельмоторов в условиях их работы на шасси советских грузовых автомобилей в пробеге и на шасси советских тракторов продолжительной работой в поле (экономичность, динамические качества, пусковые качества, прочность, надежность и выносливость).
б) Выявление работы топлива и смазки в дизельмоторах и требований к нефтяной промышленности на соответствующее качество топлива и смазки для дизельмоторов автотракторного типа.
в) Проверка шасси автомобилей и тракторов советского производства (ЯГАЗ, ЗИС, ГАЗ, ЧТЗ и ХТЗ) в их работе с дизельмоторами.
г) Определение производственных особенностей быстроходных дизелей под углом пригодности их к крупносерийному производству на заводах СССР.
д) Ввоз концентрированного опыта новейшего дизелестроения в СССР и привлечение к этому опыту инженерно-технических работников наших заводов и научно-исследовательских институтов».
Дизельные двигатели на тракторах прошли 500-часовые полевые испытания, а также тормозные испытания со шкивом. Испытывались образцы различных фирм на шасси колесного трактора ХТЗ, моторы фирмы «Катерпиллер» («Катерпиллар-Америка»), а также нефтяные калоризаторные («полудизель-нефтянка») моторы «Хофхер-Шранц».
Некоторые из участвующих в конкурсе двигателей даже были премированы. Приз по совокупности всех качеств достался фирме «Катерпиллер» (представившей на конкурс два мотора, смонтированных на шасси трактора С-60, и два — на собственной оригинальной базе) за мотор К-50. Первый приз в категории тракторных моторов средней мощности получил «Кемпер» («Кемпер-Берлин-Германия»), а второй приз — НАТИ-ХТЗ-М-10. Остальные тракторные двигатели не были отмечены премиями.
Результаты конкурса 16 ноября 1934 г. рассматривались на заседании СНК. 1 декабря председатель конкурсной комиссии нарком тяжелой промышленности Межлаук представил правительству подробный доклад. Конкурс полностью подтвердил преимущества дизельных моторов перед карбюраторными по экономичности. Согласно планам развития народного хозяйства, к 1937 г., по данным Управления автотракторной промышленности (ГУТАП), тракторный парк должен был вырасти до 500 000 штук. При средней работе в 2000 ч тракторы должны были израсходовать 18 000 000 т керосина и лигроина. При оснащении этого тракторного парка дизельными двигателями расход топлива должен был составить 9 000 000 т, т.е. на 50% меньше по среднему расходу — и это без учета стоимости.
В 1934 г. на опытном заводе ЧТЗ изготовили опытные образцы мотора с «несчастливым» номером — М-13. Этот двигатель проектировался совместными усилиями НАТИ и завода в Челябинске. На М-13 были установлены импортные пусковой двигатель и топливная аппаратура, а в его конструкции использовались картер, коленчатый вал и ряд деталей двигателя С-60.
Хотя двигатель М-13 не участвовал в конкурсе, у идеи его внедрения в серию имелись сторонники в высшем руководстве. Об этом моторе Межлаук писал в СНК: «Так как дизель КАТЕРПИЛЛАР-Америка единственный на шасси ЧТЗ сложен и не подходит под оборудование ЧТЗ, а согласно директиве НКТП на ЧТЗ закончены постройкой 3 дизельмотора НАТИ-ЧТЗ М-13 /под оборудование ЧТЗ/, объектом производства для Челябинского Тракторного завода может быть выбран дизельмотор М-13 с конструктивными улучшениями на основе результатов дизельконкурса».
Основные данные тракторных моторов, участвовавших в конкурсе |
||||||
Марка трактора |
Номинальная мощность двигателя, л.с. |
Число оборотов в минуту |
Число цилиндров двигателя |
Литраж мотора |
Вес двигателя, кг |
|
НАТИ-ХТЗ М-101 |
41,7 |
1060 |
4 |
5,24 |
608 |
|
«Кемпер»1 |
37,7 |
1245 |
4 |
4,32 |
500 |
|
«Националь»1 |
29,6 |
1092 |
4 |
3,96 |
650 |
|
«МВМ-Бенц»1 |
40,1 |
1240 |
4 |
5,2 |
650 |
|
«Катерпиллар-50»2 |
62,1 |
836 |
4 |
11,4 |
- |
|
«Катерпиллар-70»2 |
82,0 |
680 |
4 |
17,8 |
— |
|
«Катерпиллар-75»3 |
101,5 |
825 |
6 |
17,1 |
— |
|
«Катерпиллар-50»3 |
61,8 |
836 |
4 |
11,4 |
— |
|
«Бофорс»4 |
48,0 |
615 |
1 |
10,6 |
— |
|
«Хофхер-Шранц-40»4 |
39,6 |
630 |
1 |
9,5 |
— |
|
«Хофхер-Шранц-25»4 |
24,9 |
790 |
1 |
5,4 |
— |
|
«Хофхер-Шранц-50»4 |
48,0 |
540 |
1 |
14,8 |
- |
|
1 Моторы на шасси ХТЗ 2 Моторы на шасси ЧТЗ 3 Моторы на оригинальном шасси фирмы; 4 «Полудизель-нефтянка». |