Регулировка натяжения гусеницы. | Гусеница трактора С-60. | Установка башмаков на гусеницу трактора С-60 для движения по обледенелым и городским дорогам. |
Прицепное устройство трактора «Sixty» (слева) и С-60. | ||
«Сталинцы», оставленные на обочине дороги при отступлении летом 1941 г. | ||
Трактор С-60 с импровизированной закрытой кабиной, заимствованной от автомобиля. |
Главная передача состояла из пары прямозубых конических шестерен.
Для осуществления поворота служили бортовые многодисковые фрикционы сухого трения, расположенные в задней части трактора и управляемые двумя ручными рычагами. Рычаги монтировались перед сиденьем водителя на стальной плите, укрепленной на коробке скоростей с помощью болтов.
Для крутого поворота в любую сторону вплоть до полной остановки одной из гусениц и для общего торможения трактора наружные барабаны бортовых фрикционов зажимались стальными тормозными лентами с приклепанными к ним фрикционными накладками из ферродо. Управление тормозами осуществлялось ножными педалями. Тормоза действовали независимо друг от друга. Для того, чтобы иметь возможность затянуть тормоз на продолжительное время в момент установки трактора на уклоне, левая педаль снабжалась зубчатым сектором.
Бортовые передачи служили для снижения числа оборотов трансмиссии и передачи вращения ведущим колесам трактора. Снижение оборотов обеспечивалось парой конических шестерен, смонтированных в кожухах с каждой стороны коробки фрикциона.
Гусеница трактора состояла из неразборных звеньев. К звеньям гусениц на болтах привертывались башмаки, которые были выполнены в виде плиты и с наружной стороны имели выступающий гребень. Конструкция движителя обеспечивала «Сталинцам» наилучшую проходимость, выделявшую ее «не только среди тракторов, но и всех отечественных и иностранных гусеничных артиллерийских тягачей периода Второй мировой войны», на всех видах дорог и по бездорожью, за исключением движения в гололедицу или по уплотненному снегу. В этом случае даже на незначительном уклоне (например, на шоссейных дорогах) начиналось сползание трактора, а с ним и всего поезда, с угрозой падения в придорожную канаву.
Неудовлетворительная проходимость на обледенелой дороге приводила к систематическим опаздываниям артиллерийских частей, двигающихся с небольшой скоростью (даже меньшей, чем скорость движения пехоты) к месту назначения или при длительных обходных маршах. Так, артиллеристам 150-й армейской артиллерийской бригаде в ходе боев под Пинтеном юго-западнее Кенигсберга при смене огневой позиции требовалось преодолеть всего 400 м по гололеду. Не имея возможности двигаться по склону местности с промерзшим грунтом, батарея была вынуждена сделать объезд в 12 км.