В ходе реализации плана индустриализации в годы первых пятилеток была создана промышленная база, способная обеспечить народное хозяйство и военное ведомство высококачественными машинами различного назначения, в том числе и для использования в артиллерии в качестве средств механической тяги. Вопрос обеспечения артиллерии средствами механической тяги разрешался по трем основным направлениям: использование народнохозяйственных машин без их переделки, создание на базе народнохозяйственных машин военных модификаций с максимальной унификацией узлов и агрегатов, разработка специализированных артиллерийских тягачей.
С-60 транспортирует две повозки с боевым расчетом полубатареи.
С-60 буксирует 152-мм пушку обр. 1910/30 г. — ствольную повозку со стволом и повозку-лафет.
С-60 транспортирует цистерну с горючим.
С экономической точки зрения особенно предпочтительным являлось использование в военном ведомстве средств механической тяги в том виде, как они служили в народном хозяйстве. В случае войны мог быть мобилизован весь тракторный парк народного хозяйства. Недостатком подобного решения было несоответствие технических характеристик народнохозяйственных тракторов требованиям военного ведомства и, в частности, предъявляемым к средствам механической тяги артиллерии.
Будучи массовыми, надежные и тяговитые «Сталинцы» нашли широкое применение в военном ведомстве, где штатно использовались для буксировки артиллерийских систем старых выпусков массой до 14 т, не модернизированных в отношении повышения скоростей движения, а также новых артсистем (главным образом АРГК) с перспективой их дальнейшей замены скоростными артиллерийскими тягачами специальной постройки.
Разведчики 104-го АП на тракторе «Комсомолец» первой серии и автомобиле ГАЗ-ААА. |
Трактор «Коминтерн» буксирует 122-мм пушку обр. 1931 г. на учениях 104-го АП. 1937 г. |