В предвоенный период С-60 регулярно участвовали в различных учениях и испытаниях. Так, на основании приказа НКО №0030 от 22 июля 1937 г. в Лужском лагерном сборе силами 2-го и 3-го дивизионов 104-го артиллерийского полка (АП) были проведены опытные учения и испытания артиллерийских систем, средств разведки, связи, технического обеспечения и механической тяги. Дивизион должен был комплектоваться личным составом и материальной частью по штатам военного времени. Учения проходили в два этапа — с 18 по 26 августа и с 15 по 29 сентября 1937 г.
Испытания проводила комиссия под председательством помощника начальника 4 отдела УНАРТ т. Фокина. В состав комиссии входили: начальник штаба 16-й стрелковой дивизии т. Любовцев, командир 104 АП т. Сараев, врид комиссара 104 АП т. Эпель, представитель АУ т. Поваров и представитель НИАП т. Выселков.
В ходе августовских учений дивизион разбили на три эшелона. В первый эшелон вошли автомобили, во второй — тракторы «Коминтерн» с пушками на буксире и запасные, а в третий — тракторы ЧТЗ с многочисленными прицепками. Растянувшаяся почти на 16 км (с учетом необходимых интервалов между автомобилями и тракторами) колонна совершила несколько маршей по различным типам дорог и бездорожью. Кроме того, выполнялись выезды на позиции и состоялись учения разведчиков.
В число задач, поставленных перед дивизионом в ходе сентябрьского этапа учений, входило определение пригодности трактора С-60 в качестве тягача для 152-мм пушек обр. 1910/30 г., а также маршевых возможностей (подвижности, прочности) пушек при их буксировке. В общей сложности осуществили семь маршей по проселку, шоссе и местности (бездорожью с подъемами и спусками в 20°, кренами 10-12°, преодолен брод глубиной около 1 м) общей протяженностью около 300 км.
Однако наряду с положительными качествами тракторов отмечались и их недостатки:
«Движение по шоссе и в особенности по разбитому крупнобулыжному сильно утомляет личный состав и вредно сказывается на состоянии матчасти орудий (особенно на железных колесах) и тракторов. Кроме того, тракторы ЧТЗ сильно портят мелкощебенчатое шоссе и тем более гудронированное, по которому колонна вследствие этого не пускалась.
Проходимость тракторов с орудиями на тяжелых участках пути (пески, размывы, грязные и глинистые дороги, кочки, пни, кустарники, узкие и извилистые лесные дороги) вполне удовлетворительная. Наиболее тяжелыми для прохождения являются заболоченные участки местности. Сам трактор проходит заболоченный участок, но с орудием начинает буксовать, зарывается и уже тогда не в состоянии выбраться из болота даже сам без посторонней помощи. Вытаскивать застрявший трактор и орудие другим трактором также затруднительно ввиду отсутствия лебедки. В общем преодоление заболоченных участков шириной больше поезда трактора с орудием (17 метров) для трактора ЧТЗ крайне затруднительно и медленно».
Укомплектованность 104 АП личным составом и материальной частью на опытных учениях 1937 г. |
|||
Штат |
Положено по штату военного времени |
Выведено на учения в августе |
Выведено на учения в сентябре |
Командный состав |
17 |
17 |
17 |
Начальствующий состав |
11 |
11 |
11 |
Младший (командный, прим. ВВС) состав |
115 |
115 |
115 |
Рядовой состав |
442 |
424 |
426 |
Артиллерийские орудия калибров 122 и 152 мм |
12 |
12* |
12** |
Пулеметы ручные ДП |
6 |
— |
— |
Радиостанции АК на автомобиле (видимо 5-АК, в чистом виде тип "АК" не существовал, прим. ВВС) |
2 |
1 |
2 |
Радиостанции 6-ПК на автомобиле |
10 |
10 |
10 |
Легковой автомобиль ГАЗ-А |
4 |
1 |
2 |
Легковые автомобили разведывательные |
22 |
- |
- |
Грузовые автомобили ГАЗ-ААА |
13 |
21 |
25 |
Автомастерские типа «А» |
1 |
1 |
1 |
Автомастерские типа «Б» |
1 |
1 |
1 |
Мотоциклы с коляской |
5 |
— |
— |
Мотоциклы без коляски |
9 |
7 |
4 |
Самокаты |
11 |
14 |
7 |
Тракторы ЧТЗ |
21 |
22 |
39 |
Тракторы «Коминтерн» |
21 |
21 |
— |
Прицепки весом 1,75 т |
16 |
15 |
26 |
Прицепки весом 3 т |
12 |
12 |
12 |
Автоцистерны П-26-С |
4 |
4 |
4 |
Автомобиль ЗИС-5 |
4 |
2 |
1 |
* Орудия калибра 122 мм. ** Орудия калибра 152 мм. ***Вместо положенных по штату ГАЗ-А были поданы тракторы «Комсомолец» первой серии. (Примечания *** в тексте таблицы нет, прим. ВВС) |
Трактор С-60 с импровизированной кабиной на одном из фронтовых аэродромов укатывает взлетную полосу. Справа виден самолет Р-40Е.
Трактор С-60 с 76-мм зенитной пушкой обр. 1931 г. (3-К) на буксире. Лето 1941 г.