Оглавление

SuSchwPz283.jpg

Уширенный трак гусеницы танка «Объект 730». НИИБТ полигон, 1951 г.

Необходимо отметить, что исследования танка «Объект 730» в 1950—1951 гг. продолжались и на НИИБТ полигоне, где в рамках НИР по изучению проходимости средних и тяжелых танков в мае, июле, октябре и декабре 1951 г. прошли испытания этой новой боевой машины. При этом на танке были опробованы гусеницы с различными вариантами уширителей, обеспечивавших движение по болоту и глубокому снежному покрову. Результаты испытаний показали, что применение траков с жестким уширителем незначительно улучшало проходимость, в то время как использование траков с упругим уширителем значительно повысило проходимость танка «Объект 730» как по болоту, так и глубокому снежному покрову246.

Дальнейшие работы по танку «Объект 730» в 1952 г. определялись постановлением Совета Министров СССР №868-292 от 16 февраля 1952 г. и приказом военного министра №89 от 14 апреля 1952 г. ЧКЗ совместно с конструкторами ОКБТ ЛКЗ (по отработанным чертежам ОКБТ) для проведения проверочных испытаний подготовил два танка «Объект 730» (№5006А311 и №5006А316), восстановив их после контрольных полигонных испытаний на 2000 км, проведенных в 1951 г.

В ходе ремонта на машинах заменили бортовые редукторы (использовали только прежние водила и муфты соединения грузового вала с бортовым редуктором), опорные катки, гусеницы, зубчатые венцы ведущих колес, редукторы системы обогрева, водяные и масляные радиаторы, стартеры СТ-700 и аккумуляторные батареи. Перебрали и отремонтировали двигатели (заменили поршневую и шатунно-кривошипную группы) и ПКП (заменили конические шестерни и промежуточный вал; на танке №5006А311 установили новые фрикционы с измененной конструкцией фиксаторов). Остальные узлы и агрегаты осмотрели и после дефектации установили на свои места.

SuSchwPz284.jpg

Разворот танка «Объект 730» на снежной целине. НИИБТ полигон, 1951 г.

Кроме того, для устранения выявленных в процессе контрольных полигонных испытаний недостатков (ненадежный пуск двигателя при низких температурах от -18 до -40°С, обрыв наконечников тормозных лент ПКП и приводов тахометра, ослабление и разрывы болтов крепления и установочных штифтов крышки бортового редуктора, поломки кронштейна нижних оттяжных пружин остановочных тормозов, стопора командирской башенки, неудобное расположение сидения заряжающего и т.д.) был реализован ряд мероприятий, основными из которых являлись:
- изменение конструкции котла системы обогрева (увеличили общую поверхность нагрева котла, установили новую конструкцию горелки, две электросвечи вместо одной и изменили их расположение, аннулировали калоризатор и др.);
- установка поддона обогрева ПКП с включением в общую систему обогрева;
- введение устройства для отключения фрикциона реверса коробки передач;
- установка измененной двухразъемной ленты тормоза грузового вала (заменили марку стали, увеличили сечение проушины, ввели радиусы вместо острых углов и их механическую обработку и др.);
- увеличение количества болтов крепления крышки бортового редуктора (с 17 на 25) и количества установочных штифтов (с 6 на 10);
- замена текстолитовых втулок у переходного мостика шарикоподшипниками;
- введение стопорения, обеспечивавшего возможность съема сидения заряжающего.

По результатам прошлых испытаний также ввели:
- более удобную конструкцию стопора крышки люка заряжающего;
- установку резинового кольца между нижним погоном люка заряжающего и корпусом башни;
- водосток на крышке люка командирской башенки и обварку втулок замков для предохранения от проникновения влаги;
- усиленную защиту от повреждения головок болтов крепления крышек лабиринтного уплотнения опорных катков;
- измененную конструкцию масляного насоса ПКП.

Повторные контрольные испытания двух танков под руководством комиссии, возглавляемой генерал-лейтенантом танковых войск Б.Г. Вершинным, прошли в период с 15 мая по 19 июня 1952 г. в два этапа. Первый этап включал ходовые испытания в районе г. Самарканд в условиях высоких температур и сильной запыленности, второй этап — испытания одного танка в холодильной камере НИИБТ полигона для проверки эффективности системы подогрева и продолжение ходовых испытаний другого танка.

Перед отправкой на испытания танки были взвешены на 100-тонных весах ЧКЗ: боевая масса танка №5006А311 составила 49045 кг, №5006А316 - 48718 кг (без учета массы брезента, МДШ и бревна для самовытаскивания, что предусматривалось постановлением Совета Министров СССР).

SuSchwPz285.jpg SuSchwPz286.jpg

Котел подогревателя танка «Объект 730» до и после внесения изменений. Повторные испытания, 1952 г.


246 Из испытывавшихся танков Т-54, Т-34-85, ИС-3 и «Объект 730» последний продемонстрировал наилучшие результаты.

Оглавление