Оглавление

SuSchwPz287.jpg

Движение танка «Объект 730» по снежной целине. НИИБТ полигон, 1951 г.

За все время испытаний танков отремонтированные детали и узлы двигателей, бортовых редукторов, ходовой части, вооружение, приборы электрорадиооборудования, системы охлаждения, топливной системы и смазки отработали надежно.

В связи с рядом конструктивных изменений, повышением надежности работы агрегатов и механизмов и их крепления, а также увеличением сроков между проведением отдельных операций удалось сократить техническое обслуживание танка по объему и облегчить его по сравнению с первыми образцами.

Мероприятия, проведенные ЧКЗ для устранения недостатков, перечисленных в постановлении Совета Министров СССР от 16 февраля 1952 г., оказались эффективными. Во время испытаний на 2000 км на танке №5006А316 один раз оборвался гибкий валик привода тахометра на 1070 км пробега. На танке №5006А311 привод тахометра надежно работал 1504 км, но его проверку до 2000 км пробега закончить не представилось возможным из-за прекращения испытаний танка. Остальные отмеченные ранее недостатки при проведении повторных контрольных испытаний не повторялись.

Тем не менее, в ходе повторных контрольных испытаний на одном танке №5006А311 дважды вышла из строя ПКП из-за разрушения всех зубьев конической шестерни первичного вала. Танк был снят с испытаний. На втором танке №5006А316, прошедшем полный объем ходовых испытаний 2003 км и разобранном после окончания испытаний, также обнаружили скол на одном зубе конической шестерни первичного вала коробки передач. Характер разрушения шестерен и причина этого явления в основном являлись одинаковыми для всех случаев и требовали устранения.

Кроме этого, на обоих танках в процессе испытаний были выявлены поперечные трещины на колодках тормозных лент остановочных тормозов. Хотя наличие этих трещин не отразилось на надежности тормозов, в дальнейшем предлагалось устранить этот недостаток.

Остальные недостатки, проявившиеся на испытаниях, являлись следствием производственных упущений, допущенных при изготовлении деталей, узлов и монтаже танков, а также естественного износа старых, не замененных при ремонте деталей. Недостатки производственного характера были связаны с недоработанностью технологии изготовления и низким уровнем технологической дисциплины танкового производства на заводе. Технологическая недоработанность танка в данном случае объяснялась отсутствием соответствующей производственной оснастки и навыков в связи с тем, что установочная партия танков не изготавливалась. Ответственные узлы образцов для государственных и войсковых испытаний выпускались частично на ЛКЗ и на ЧКЗ.

Устранение таких недостатков потребовало принятия мер по улучшению технологической дисциплины на заводе и уточнения некоторых чертежей и технических условий.

На испытаниях была также определена необходимость введения отдельных улучшений, не требующих переделки конструкции основных узлов и агрегатов, что могло быть выполнено в порядке дальнейшего совершенствования танка в сроки, установленные при утверждении технической документации.

SuSchwPz288.jpg

Крышка картера бортового редуктора до (вверху) и после внесения изменений. Повторные испытания, 1952 г.

Исходя из полученных результатов повторных контрольных испытаний тяжелого танка, комиссия в своем решении отметила:

«...- новый тяжелый танк по своим боевым качествам - маневренности, скорости движения, проходимости и надежности в работе (за исключением конической пары ПКП) значительно превышает все существующие тяжелые танки;

-     недостатки тяжелого танка, отмеченные в постановлении Совета Министров СССР №868-292 от 16 февраля 1952 г., устранены, за исключением поломки гибкого валика привода тахометра, вышедшего из строя при испытаниях на танке №5006А316;

- несмотря на еще большее повышение надежности агрегатов тяжелого танка, танки №5006А311 и №5006А316 контрольных повторных испытаний не выдержали, так как один танк был снят с испытаний после двухкратной поломки  конической  шестерни первичного вала и выхода коробки  передач из строя, а на другом танке имело место разрушение гибкого вала привода тахометра; после разборки ПКП обнаружены скол зуба конической шестерни первичного вала и сквозные трещины на четырех зубьях ее, а также трещины на колодках лент остановочных тормозов».

На основании результатов государственных, контрольных государственных, войсковых, контрольных полигонных и повторных контрольных испытаний комиссия рекомендовала:
-  изготовить установочную партию тяжелых танков в количестве 50 шт. для отработки технологии их производства и доработки танка;
- ввести в танках установочной партии изменения, обеспечивавшие устранение всех недостатков, выявленных при проведении повторных контрольных испытаний, согласно предложениям и изменениям, представленным комиссией;
-  провести дополнительные испытания на 2000 км пяти танков из установочной партии с целью проверки эффективности мероприятий по устранению недостатков и повышению качества изготовления машин;
-  вопрос о принятии тяжелых танков на вооружение Советской Армии решить после дополнительных испытаний пяти танков из установочной партии.

Данные рекомендации полностью соответствовали постановлению Совета Министров СССР №313-109 от 26 января 1949 г., установившему порядок принятия новых образцов бронетанковой техники на вооружение Советской Армии. Указанное постановление обязывало после проведения государственных испытаний изготавливать установочную партию для отработки технологии с целью обеспечения высокого качества предъявляемых на испытания танков.

SuSchwPz289.jpg SuSchwPz290.jpg

Нижний картер ПКП танка «Объект 730» до и после изменения. Дополнительные испытания, 1952 г.

Оглавление