По заключению комиссии, танк «Объект 730» после введения конструктивных мероприятий продемонстрировал надежность работы всех узлов и агрегатов в объеме гарантийного срока службы и мог быть предъявлен на контрольные полигонные испытания.
Напряженные и обширные исследования вынудили главного конструктора Кировского завода и по совместительству директора ВНИИ-100 Ж.Я. Котина обратиться с докладной запиской (исх. №1069 от 14 февраля 1951 г.) к министру транспортного машиностроения Ю.Е. Максареву о целесообразности пересмотра организации работ по созданию тяжелых танков.
Как известно, созданный в марте 1949 г. на основе танкового КБ Кировского завода ВНИИ-100 предназначался для решения научно-исследовательских задач, анализа путей развития всех типов танков и обобщения опыта отечественного и зарубежного танкостроения. Кроме того, за месяц до принятия этого решения этому же конструкторскому коллективу поручили разработку новых боевых машин различного назначения245.
Большой объем работ по особым заданиям повлек за собой соответствующие решения по формированию структуры и руководства ВНИИ-100 и отвлек его от реализации основных задач. По соображениям Ж.Я. Котина, с целью успешного решения институтом поставленных перед ним задач требовалось использовать для формирования его коллектива специально подготовленные научно-исследовательские кадры, а не уже имевшийся конструкторский коллектив, специализировавшийся на создании тяжелых танков.
В сложившейся ситуации, по предложению Ж.Я. Котина, для развития института следовало пересмотреть научно-исследовательский план (направления научно-исследовательских работ) и решить вопрос о дальнейшем строительстве. Одновременно для успешного ведения работ по созданию и отработке тяжелых танков, новых конструкций боевых машин различного назначения следовало немедленно сформировать на ЛКЗ особое конструкторское бюро по танкам с опытно-экспериментальной базой. Для этого предлагалось вывести из состава института коллектив конструкторов, инженерно-технических работников и рабочих (всего 350—380 чел. из общего количества 976 чел.) со всем имуществом и, сохранив при этом заработную плату и размещение на прежних занимаемых площадях, подчинить вновь сформированное конструкторское бюро ЛКЗ.
В заключение своего обращения Ж.Я. Котин просил освободить его от обязанностей директора ВНИИ-100 и «...оставив в должности, занимаемой на Ленинградском Кировском заводе, дать возможность сосредоточить все свое внимание на выполнении Правительственных заданий по объектам.
... Принятие Вами такого решения даст возможность лучшего развития особого конструкторского бюро по танкам на Ленинградском Кировском заводе и создаст условия для роста института...
Главный конструктор Ж. Котин».
Движение танка «Объект 730» с правым и левым креном 15-18° на заводских испытаниях 1951 г.
В итоге решением Совета Министров СССР №13081 от 31 июля 1951 г. и приказом министра транспортного машиностроения №590 от 31 августа 1951 г. на ЛКЗ было организовано особое конструкторское бюро по танкам (ОКБТ), которому предписывалось:
- обслуживание серийного производства по модернизации танка «Объект 703» и изготовление запчастей САУ «Объект 241»;
- проектирование, изготовление опытных образцов, новых танков и САУ, испытание и сдача их на вооружение Советской Армии.
Таким образом, помимо проведения работы по танку «Объект 730», в ОКБТ параллельно занимались установкой и полигонными испытаниями более мощного вооружения на тяжелом танке («Объект 265») и прибора управления огнем танка (ПУОТ) на базе тяжелого танка («Объект 267»). Осуществлялась разработка предэскизного проекта 152-мм САУ («Объект 268») и эскизная разработка газотурбинного двигателя для тяжелого танка.
Ходовая часть танка «Объект 730» с серийной и уширенной гусеницей. НИИБТ полигон, 1951 г.
245 В феврале 1949 г. в соответствии с постановлением правительства конструкторский коллектив под руководством Ж. Я. Котина должен был разработать две новые боевые машины: легкий плавающий танк и бронетранспортер на его базе, в дальнейшем известные как ПТ-76 и БТР-50.