Оглавление

Для устранения замечаний, изложенных в утвержденном перечне доработок конструкции узлов и агрегатов танка ИС-5 («Объект 730»), ВНИИ-100 в 1950 г. провел ряд экспериментально-исследовательских работ. При этом существенную помощь институту в доработке механизма заряжания пушки Д-25ТА оказали специалисты ЧКЗ и завода №9 MB.

Заводские стендовые испытания десяти опытных образцов механизма заряжания, изготовленных заводом №9 MB, прошли с 25 августа по 10 сентября 1950 г. В их конструкции были учтены замечания, выявленные в процессе межзаводских испытаний двух опытных образцов механизма заряжания, а также замечания Арткома ГАУ по результатам государственных испытаний в 1949 г.

Работа каждого механизма проверялась путем проведения 55 заряжаний снаряда с гильзой при различных углах возвышения артсистемы (0, 10, 20 и 30°), а также при правом и левом крене в 10°. При этом определялись усилия на передвижение каретки без снаряда на линию заряжания, на перевод откидного ограждения из походного положения в боевое и зазоры в сопряжении механизма заряжания с откатными частями пушки. Все представленные образцы механизма заряжания стендовые испытания выдержали.

Кроме того, по результатам государственных и специальных испытаний опытных образцов танка «Объект 730», проведенных в г. Ломоносов Ленинградской области и в Средней Азии в районе г. Мары, ВНИИ-100 осуществил конструктивную доработку электроприводов горизонтальной и вертикальной наводки пушки Д-25Т, изготовленных ВЭИ МЭП. К выявленным дефектам относилась возможность попадания пыли во втулки концевых выключателей, выпадения поляризованных реле из своих гнезд в центральной распределительной коробке (изменили крепление крышки коробки с целью ее удобного и быстрого снятия), а также крутые изгибы кабеля и повреждения панцирной оплетки и проводов в местах изгиба (изменили заделку кабелей в штепсельных разъемах — добавили резиновые трубки).

После этого ВЭИ МЭП изготовил десять комплектов электроприводов ТАЭН-1 для установки их в машины, предназначавшиеся для войсковых испытаний.

Войсковые испытания показали надежную работу электроприводов, удобство пользования аппаратурой и размещения органов управления. Примененные электроприводы позволили существенно повысить маневренность артогня и облегчить условия стрельбы, особенно сходу. По результатам испытаний электроприводы ВЭИ МЭП системы ТАЭН-1, как наиболее совершенные из всех имевшихся отечественных танковых приводов, были рекомендованы комиссией для установки в танк «Объект 730».

SuSchwPz268.jpg SuSchwPz269.jpg
Бронебойный снаряд на лотке механизма заряжания перед заряжанием орудия. Осколочно-фугасный снаряд в момент укладки на лоток механизма заряжания .
SuSchwPz269.jpg SuSchwPz270.jpg
Заряжание орудия осколочно-фугасным снарядом с помощью механизма заряжания. Момент заряжания орудия гильзой с зарядом с помощью механизма заряжания.

Окончательную доработку технической документации на указанные электроприводы с учетом всех выявленных замечаний и передачу ее Министерству электропромышленности для организации серийного производства выполнил ЦНИИ-173 MB.

Особое внимание при выполнении НИОКР во ВНИИ-100 уделили системам силовой установки танка. Используя накопленный к 1950 г. опыт проектирования, испытания и доводки воздухоочистителей для тяжелых танков, институт осуществил отработку элементов воздухоочистителя и в первую очередь — инерционной решетки с целью повышения коэффициента очистки воздуха и увеличения длительности работы воздухоочистителя.

К июню 1950 г. провели испытания шести вариантов инерционных решеток. На основании полученных результатов и богатого экспериментального материала по исследованию элементов масляных воздухоочистителей и испытаниям полноразмерных образцов для предъявления на межведомственные испытания спроектировали и изготовили два варианта воздухоочистителей: с открытой масляной ванной (ЭМ-12) и фитильный воздухоочиститель (201-07сб100). Оба варианта доводились параллельно, но окончательно приняли фитильный воздухоочиститель.

В течение августа и первой половины сентября 1950 г. по этому воздухоочистителю были выпущены рабочие чертежи, изготовлены три образца для передачи НТК ГБТУ ВС и проведены контрольные стендовые заводские испытания по программе, согласованной с НТК ГБТУ ВС. С учетом результатов последних во второй половине сентября — начале октября 1950 г. состоялись межведомственные испытания воздухоочистителя.

Оглавление