Оглавление

SuSchwPz265.jpg

Вид поражения кормовой части танка ИС-5 («Объект 730») после второго этапа испытаний. НИИБТ полигон, май—июнь 1950 г.

SuSchwPz266.jpg

Обрыв ствола пушки танка ИС-5 («Объект 730») при попадании 122-мм осколочно-фугасного снаряда непосредственно в торец дульного тормоза. НИИБТ полигон, май—июнь 1950 г.

Наибольший эффект в снижении шума в стендовых условиях из приведенных вариантов получили на коробках-глушителях, которые на режиме максимальной загрузки двигателя обеспечивали снижение шума на 5—7 децибел. При этом производительность эжекторной установки практически осталась неизменной. Кроме того, в ходовых условиях в танке «Объект 730» провели исследования шума с мероприятиями по изоляции и герметизации боевого отделения. Работы в этом направлении были продолжены в 1951 г.

По планетарной трансмиссии:
-  разработка конструктивных мероприятия по устранению выявленных в процессе государственных испытаний недостатков ПКП;
- проведение испытаний и расчетных исследований теплового режима бортовых редукторов;
- отработка конструкции замка валика селектора механизма управления ПКП;
- завершение экспериментальной работы по исследованию процесса включения тормоза грузового вала и отработке автоматики механизма управления ПКП.

По ходовой части:
- разработка крепления и его защиты для крышек сальниковых уплотнений опорных катков;
- стендовые испытания сальников уплотнений амортизаторов и расчетные исследования на прочность с целью выяснения причин разрушения зубьев рычага в процессе госиспытаний (разработали вариант сальникового уплотнения, рекомендованный для установки на машину).

По узлам и механизмам вооружения и электро-радиооборудования:
-  разборка узлов группы вооружения с целью обмера деталей, составления дефектной ведомости и корректировки чертежей на войсковые испытания;
- конструктивная компоновка ВКУ по результатам испытаний;
- изготовление десяти комплектов радиофильтров и десяти комплектов электрооборудования механизма заряжания (по заданию ЧКЗ).

На основании представленных предложений и рекомендации СКБ-2 ЧКЗ совместно со специалистами ВНИИ-100 в июне 1950 г. полностью переработали чертежно-техническую документацию для изготовления десяти танков ИС-5 («Объект 730»), предназначенных для войсковых испытаний.

Изготовление необходимых деталей, узлов, а также сборку, заводские и сдаточные испытания пробегом десяти машин для войсковых и контрольных государственных испытаний ЧКЗ выполнил в июле—августе 1950 г. Окончательный монтаж и приемочные испытания танков завершили 9 сентября 1950 г., после чего их оправили к местам проведения испытаний.

Испытания десяти танков ИС-5 прошли в течение октября—ноября 1950 г.: войсковые испытания шести машин в районе ст. Сухиничи (БВО), контрольные государственные испытания двух машин на НИИБТ полигоне БТ и MB CA. Две машины оставили в резерве.

Войсковые испытания шести танков проводились по особой программе комиссией, специально назначенной военным министром СССР, контрольные государственные испытания на НИИБТ полигоне БТ и MB CA — по программе испытаний, проходивших в г. Ломоносове, госкомиссией в том же составе. Во всех этих испытаниях также принимали участие представители ВНИИ-100 и ЧКЗ.

Войсковые испытания шести танков по безотказной работе большинства узлов и агрегатов полностью подтвердили их соответствие ТТТ, заданных постановлением правительства. Несмотря на ряд дефектов, обнаруженных в узлах ходовой части, трансмиссии и вооружения, новый танк оказался значительно лучше существовавших образцов и мог решать любые тактические задачи, предъявлявшиеся командованием Советской Армии.

Контрольные государственные испытания двух машин на НИИБТ полигоне, в свою очередь, подтвердили надежность двигателей В12-5. По результатам этих испытаний техническая документация по этому дизелю на ЧКЗ была окончательно отработана и подготовлена для серийного производства.

Кроме того, по материалам войсковых и полигонных испытаний был составлен перечень замечаний по доработке танка ИС-5, утвержденный военным министром и министром транспортного машиностроения. К реализации перечня замечаний во ВНИИ-100 приступили уже в конце 1950 г.

SuSchwPz267.jpg

Вид танка ИС-5 («Объект 730») после разрыва 122-мм осколочно-фугасного снаряда над крышкой люка механика-водителя.

Оглавление