Оглавление

SuSchwPz224.jpg

Танк ИС-7 (машина №1) на заводских испытаниях. Октябрь 1947 г.

1 октября 1947 г., после завершения работ по первому этапу, машину №1 разобрали для тщательного исследования состояния всех узлов и агрегатов и микрометража деталей, подверженных износу. Исследования показали, что общее состояние всех узлов и агрегатов было вполне удовлетворительным.

В течение последующей недели машину №1 вновь собрали и представили для проведения второго этапа испытаний. В связи с тем, что первый образец пушки С-70 (без механизма заряжания) поступил из НИИАВ MB на сборку танка только 15октября 1947 г., в период с 8 по 14 октября испытания машины проводились, как и на первом этапе, без вооружения.

Кроме того, отсутствие механизации заряжания вынудило ЛКЗ, во избежание срыва сроков сборки машин, разработать, изготовить и установить в танке собственную конструкцию механизации заряжания.

После монтажа основного оружия в период с 28 по 31 октября 1947 г. машина №1 с укомплектованной башней (но без пулеметного оружия, которое было получено заводом только в конце октября) завершила второй этап заводских испытаний. С 8 по 30 октября танк прошел 2100 км.

Заводские испытания показали, что новый тяжелый танк ИС-7 соответствует заданной ТТХ, все основные узлы и агрегаты работали надежно и обеспечивали заданные программой режимы испытаний.

Всего за 1947 г. (к середине декабря) машина №1 прошла на ходовых заводских и межведомственных испытаниях 2468 км, при этом двигатель отработал 139 ч 11 мин. За этот период на ней были проведены заводские и межведомственные испытания амплидинных приводов наводки орудия конструкции ВЭИ, а также отработаны конструктивные вопросы размещения пулеметного вооружения и зимнего пуска двигателя.

По результатам испытаний машины №1 танк ИС-7 был рекомендован на министерские испытания с внесением в его конструкцию некоторых изменений.

В 1948 г. на машине № 1 проводились разнообразные работы — например, снятие виброграмм, зимний пуск двигателя, определение обзорности прибора ТКСП-2 и т.д. За это время (по сентябрь включительно) машина №1 прошла 152 км, двигатель отработал 18 ч 20 мин. Всего двигатель на машине бессменно отработал 157 ч 31 мин.

В период с 28 сентября по 15 ноября 1948 г. сотрудники лаборатории №10 филиала Опытного завода №100 провели испытания экспериментальных образцов электроприводов наводки основного оружия конструкции ВЭИ МЭП. Для этого аппаратуру и узлы электропривода установили в машине вместе с механизмом поворота башни и подъемным механизмом пушки конструкции НИИАВ MB. Испытания проводились как для горизонтального положения танка, так для положения его на горках с углами подъема 5, 10 и 15°.

В декабре 1948 г. машина №1 с комплектом электроприводов конструкции ВЭИ МЭП была предъявлена межведомственной комиссии, состоявшей из представителей Министерств транспортного машиностроения, электропромышленности, НТКБТ и MB ВС, ВЭИ МЭП, военной приемки ЛКЗ и филиала Опытного завода № 100. Испытания прошли в период с 30 декабря 1948 г. по 8 января 1949 г. и продемонстрировали надежную работу электроприводов и полное их соответствие заданным ТТТ.

Второй образец танка ИС-7 (машина №2) изготовили 6 октября 1947 г. (корпус и башня машины поступили на ЛКЗ с Ижорского завода 25 августа 1947 г., масса корпуса составляла 24167 кг, башни — 11801 кг). При сборке машины №2 были учтены дефекты, выявленные при испытаниях машины №1, что потребовало внесения изменений в конструкцию ряда узлов.

В период подготовки машины №2 (без башни) к министерским испытаниям (в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №254 от 29 октября 1947 г.) на заводских контрольных и обкаточных испытаниях она преодолела 320 км.

На министерские испытания машина №2 была предъявлена 23 ноября 1947 г. Испытания состоялись на ЛКЗ в период с 23 ноября 1947 г. по 20 марта 1948 г. и проводились по специальной расширенный программе, включавшей испытания вооружения, средств внутренней и внешней связи и специальные динамические испытания. Однако в связи с необходимостью проверки ходовыми испытаниями ряда внесенных заводом изменений в конструкцию машины, первоначально намеченный пробег в 1000 км увеличили до 2000 км.

В ходе министерских испытаний в период с 23 ноября по 29 декабря 1947 г. машина №2 прошла 737 км, из них по дорогам с твердым покрытием — 184 км, по местности и колонным путям со снежным покровом до 300 мм — 553 км. За это время были проведены все основные испытания, предусмотренные специальной программой (вооружения, средств внутренней и внешней связи и специальные динамические испытания). Одновременно машина №2 прошла проверку на преодоление подъемов, спусков и кренов. Всего за 1947 г. танк ИС-7 (машина №2) преодолел 1059 км.

SuSchwPz225.jpg

Схема трассы испытаний опытных образцов танка ИС-7.

Оглавление