Оглавление

SuSchwPz223.jpg

Радиостанция РД-2 (слева) в сравнении с радиостанцией 10РК-26.

При согласовании вопросов размещения радиостанций в машине особое внимание уделялось их местоположению, отводимому объему, конфигурации и габаритам.

При обсуждении указанных вопросов требовалось учесть и то, что кроме радиостанций на всех танках предполагалось использовать и новое переговорное устройство повышенной артикуляции, разрабатывавшееся Институтом радиоприема в г. Ленинграде в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1670-740 от 31 июля 1946 г., габариты которого превышали габариты существующего ТПУ-Бис-Ф.

В связи с этим предусматривалось устанавливать в танке и модернизированный вариант ТПУ-Бис-Ф-26. Сравнительные испытания модернизированного и серийного ТПУ, проведенные на НИИБТ полигоне, показали высокий коэффициент артикуляции обеспечиваемый первым устройством.

Кроме того, в 1947 г. в лаборатории электро-радиооборудования филиала Опытного завода №100 изготовили и испытали действующие макеты танковых дуплексных радиостанций РД-1 и РД-2. Для облегчения постановки проектируемых радиостанций на производство за основу проекта приняли серийную радиостанцию 10РК-26 завода №210 МПСС. Изготовленные лабораторией действующие макеты были опробованы в лабораторных и полевых условиях и показали хорошие результаты работы. Макеты РД-1 и РД-2 работали на одной волне при приеме и передаче, обеспечивая устойчивую радиосвязь между однотипными радиостанциями на расстоянии до 35 км.

Следует отметить, что наряду с улучшением условий работы механика-водителя в ИС-7 особое внимание было уделено и удобству работы экипажа в башне танка, в частности, очистке боевого отделения от пороховых газов. В 1948 г. на основании результатов проведенных филиалом Опытного завода №100 исследовательских работ по определению характера концентрации СО (по данным испытаний опытного танка ИС-6) была определена аналитическая зависимость между концентрацией СО и необходимым временем работы системы вентиляции для любого типа танка. На основе полученного материала разработали систему очистки боевого отделения танка, состоявшую из электровентилятора и системы продувки канала ствола пушки после выстрела.

Проведенные испытания и аналитические расчеты подтвердили, что данная система очистки боевого отделения обеспечивала снижение концентрации СО в боевом отделении машины с максимальной величины до допустимой (0,2 мг/л) за 25 с и до нормальной (0,1 мг/л) — за 55 с, что позволяло создать удовлетворительные условия работы экипажа.

Наряду с усовершенствованием системы вентиляции специалисты филиала Опытного завода № 100 совместно с Ленинградским институтом охраны труда изучили возможность применения в танке ИС-7 химических поглотителей с обеспечением прокачки через них воздуха с помощью специальной компрессорной установки. Однако, ввиду крайне ограниченных объемов боевого отделения, установка дополнительных прокачивающих агрегатов была затруднена из-за больших их габаритов (для обеспечения большой скорости прокачки воздуха) и отсутствия необходимых химических поглотителей.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №935-288 от 9 апреля 1947 г. ЛКЗ, помимо изготовления во II и III кварталах 1947 г. трех опытных образцов танка ИС-7, в IV квартале того же года должен был выпустить опытную партию из десяти машин для проведения испытаний. Однако в 1947 г. завод смог собрать только три опытных образца (машины №1, №2 и №3). Ни одной машины из опытной партии изготовлено не было.

В связи с невыполнением правительственного задания заказ на выпуск опытной (установочной) партии танков ИС-7 в 1948 г. заводу был увеличен с 10 до 15 машин (постановление Совета Министров СССР №891-284 от 20 марта 1948 г. и распоряжение Совета Министров СССР №10429рс от 28 июля 1948 г.). Во исполнение нового правительственного задания приказом Министра транспортного машиностроения №248 от 29 июля 1948 г. (приказ по ЛКЗ №70 от 16 августа 1948 г.) были утверждены графики подготовки производства, изготовления заготовок, деталей и узлов, а также монтажа и выпуска машин.

Таблица 65

График выпуска установочной партии танков ИС-7 в 1948 г.

Месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Дата

5

15

25

10

15

20

25

1

5

10

15

20

Количество

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

Однако и в 1948 г. эти решения правительства ЛКЗ также не выполнил. Тем не менее, на 1949 г. было намечено изготовление на ЛКЗ 50 танков ИС-7.

В 1947—1948 гг. Ижорский завод поставил на ЛКЗ девять комплектов корпусов и башен танка ИС-7 обр. 1947 г. (по состоянию на 26 октября 1948 г.), при этом общее количество отлитых башен составило 29 шт. (из них одиннадцать были забракованы Ижорским заводом и две — ЛКЗ). Только пять комплектов были использованы для изготовления опытных образцов танка ИС-7 (три в 1947 г. — для опытных машин №1, №2, №3 и два в 1948 г.: один — для машины №4 из установочной партии и второй — для машины №5235).

Корпус первого опытного образца танка ИС-7 (машина №1236) поступил с Ижорского завода на ЛКЗ только 27 июня 1947 г. (вместо 25 мая, отклонение от утвержденного графика работ на этом этапе составило более месяца). Масса корпуса равнялась 24453 кг, масса башни — 11486 кг.

К 19 июля 1947 г., перед установкой в машину, завершились стендовые испытания дизеля М-50Т. К этому времени было закончено и изготовление первого комплекта планетарной трансмиссии.

В связи с невыполнением сроков изготовления опытных образцов танка ИС-7 министр транспортного машиностроения В.А. Малышев и министр вооружения Д.Ф. Устинов 5 августа 1947 г. в своем совместном письме обратились к заместителю председателя Совета Министров СССР Л.П. Берия с просьбой о переносе сроков изготовления 10 танков ИС-7, предназначавшихся для проведения испытаний, на 1948 г.

Сборку первого опытного образца завершили 24 августа 1947 г., после чего приступили к испытаниям дизеля М-50Т в танке. 27—28 августа машина (без башни) совершила обкаточный пробег в объеме 93 км, после которого была предъявлена к заводским ходовым испытаниям, рассчитанным на два этапа по 1000 км каждый и специальным испытаниям на соответствие основным параметрам ИХ.

В период со 2 по 11 сентября в районе Красного Села под Ленинградом на первом этапе испытаний машина №1 прошла 1010 км, из них — 785 км с установленной башней без вооружения.

Проведение заводских испытаний танка ИС-7 осложнялось тем, что ЛКЗ не имел заводского полигона и вынужден был выполнять ходовые испытания опытных машин в районе Волхонского шоссе. Путь следования тяжелых машин к месту испытаний пролегал в черте города по улице Стачек (от ворот завода) и далее по Красносельскому шоссе до Волхонского. В связи с начавшейся в мае 1947 г. реконструкцией дорог, прилегающих к Кировскому заводу, движение танков по ним категорически запрещалось. В сложившейся ситуации Ж.Я. Котин был вынужден обратиться к командующему БТ и MB ВС маршалу бронетанковых войск П.С. Рыбалко с просьбой о выделении заводу двух трейлеров грузоподъемностью 50—60 т с автотягачами для доставки танков к месту испытаний. В распоряжении ГБТУ ВС трейлеров необходимо грузоподъемности не оказалось, в резерве имелись только прицепы грузоподъемностью до 45 т с автотягачами «Даймонд», находившиеся длительное время в эксплуатации и требующие среднего ремонта. В итоге заводу передали во временное пользование один тягач с прицепами.


235 Танк ИС- 7 (машина №5) не был полноценной ходовой машиной и предназначался для проведения испытаний обстрелом  - Прим. авт.

236 По заводскому счету, это была машина №3 с учетом двух изготовленных в 1946 г. опытных образцов ИС- 7 (№01 и 02).

Оглавление