Возможная связь дальномера с прицелом, осуществлявшая установку прицельных шкал в соответствии с дальностью, избавляла наводчика от этой операции. Однако значительная сложность этого механизма, а также трудоемкость его производства и неизбежная неточность его работы привела к выводу о нецелесообразности его устройства. Без него наводчик, измерив дальность дальномером, мог самостоятельно установить шкалу прицела и по ней придать прицельный угол орудию.
Необходимость перехода от наблюдения в дальномер к наблюдению в прицел влекло за собой потерю времени на приспособление глаза к новой оптической системе, что определенно являлось недостатком данного варианта и требовало тренировки наводчиков.
Наиболее приемлемый вариант установки дальномера в танке, признанный принципиально возможным по представленным чертежам, был разработан КБ завода №183 им. Сталина (г. Нижний Тагил). По этому варианту дальномер с базой 1,6 м размещался под крышей башни и крепился на кронштейнах, связанных либо с крышей башни, либо с неподвижной частью основания орудия. Таким образом, горизонтальная наводка дальномера производилась всей башней. Труба дальномера устанавливалась в подшипниках с амортизаторами, причем первый подшипник имел винт регулировки дальномера по азимуту. Вертикальная наводка осуществлялась от подъемного механизма орудия одновременно с прицелом через параллелограммный механизм. На верхнем звене этого механизма, закрепленном на дальномере, располагался механизм дополнительной самостоятельной наводки дальномера, необходимой при измерении дальности. Ввод дальности в шкалу прицела осуществлялся от маховичка дистанций дальномера через коробку передач и кардан. При стрельбе без дальномера шкала устанавливалась с помощью маховичка на прицеле (прицел и дальномер имели самостоятельные параллелограммные передачи к орудию, связанные с осью его цапф или осью ей параллельной).
В мае 1948 г. 1 Управление Арткома ГАУ ВС и НТК БТ и MB ВС одобрили проект установки в танке стереоскопического дальномера в сочетании с перископическим прицелом ТПС, конструкции завода №393 MB.
Данная установка выгодно отличалась своей простотой и возможностью использования дальномера и прицела как независимо друг от друга, так и в сочетании «дальномер-прицел», обеспечивающим автоматическую установку прицела при введении измеренной дальности. Однако данный проект установки дальномера и прицела рассматривался как отправное начало в дальнейшей разработке дальномеров для конкретных машин.
В зависимости от размеров башни база дальномера могла меняться от 1 м и более. Положение окулярного колена также могло изменяться в зависимости от условий монтажа. Форма башни в местах очертания дальномера могла быть слегка сглажена.
При всех вариантах установки непременным условием являлось расположение дальномера под крышей башни.
Главным конструкторам танковых заводов предлагалось рассмотреть проект размещения дальномера и прицела в проектируемых машинах и воспользоваться предложением завода №393 MB об откомандировании конструкторов для совместной работы в данном направлении.
К концу 1948 г. в ОГК ЛКЗ проработали возможность использования в тяжелом танке ИС-7 вариантов дальномеров ТПД-1 и ТПД-2 конструкции завода №393 MB.
Однако желаемых результатов эти дальномеры как по оптическим характеристикам, так и, в особенности, по конструктивным данным обеспечить не смогли.
В отношении дальномера ТПД-1 у ЛКЗ имелись следующие замечания:
- большие диаметральный габарит горизонтальной трубы и выход ее левого конца за габариты крыши, препятствовали установке дальномера как в существующей башне танка ИС-7, так и в рубках проектируемых на его базе полуоткрытых и закрытых САУ;
- установка дальномера была возможна только во вновь разработанной башне, в конструкции которой невозможно было сохранить бронестойкость, соответствовавшую форме прежней башни из-за увеличения ее массы и габаритов. Такая башня получалась крайне неконструктивной и неприемлемой для танков;
- дальномер имел крайне низкую оптическую характеристику: предельная измеряемая дальность — 5000 м, увеличение — 10х, угол зрения — 5°. Ошибка на 5000 м — до 400 м (для сравнения, например, горизонтальнобазный дальномер,
устанавливавшийся в танке «Тигр-Н», имел увеличение 15х, угол зрения 4°, измеряемая дальность от 500 до 20000 м).
Перечисленные недостатки дальномера ТПД-1 целиком относились и к дальномеру ТПД-2, но у последнего, кроме того, из-за наличия качающейся «бороды» и необходимости расположения в ограниченных габаритах САУ трех окулярных выводов (два для прицела и один для дальномера), эти недостатки еще более усугублялись. Других же дальномеров отечественная оптическая промышленность на тот момент времени не имела, и танковые заводы были лишены возможности использовать дальномеры как в танках, так и в САУ.
В свете создавшегося положения ЛКЗ, с учетом своих предыдущих замечаний, предложил следующее:
- наиболее удобным для всех танков ЛКЗ является вертикальнобазный дальномер с выходом через крышу башни и частично или полностью убирающийся вовнутрь машины. Характеристики вертикальнобазного дальномера типа «Коинциденц» могли бы послужить исходными данными для проектирования опытных дальномеров для танков (база 1 м, увеличение 12х, поле зрения 3°45' — 5°, пределы измеряемой дистанции 400—10000 м, масса 8 кг и др.);
- необходимо исследовать возможность использования прицела наводчика в сочетании с оптическим прибором командира, при соблюдении постоянного расстояния между ними как базы для стереоскопического измерения дальности (у САУ также можно обеспечить неизменность этого расстояния). Хотя этим и вызывается некоторое усложнение обоих приборов, а также появляются узлы электромеханической связи между ними, вполне вероятно, что это может оказаться нецелесообразным
(так в тексте, видимо должно быть -
"целесообразным", прим. ВВС), поскольку отпадает необходимость в поперечной трубе больших габаритов, вызывающей большие, а иногда и непреодолимые конструктивные и производственные трудности в башнях;
- если же в силу непредвиденных обстоятельств к проектированию принимался горизонтальнобазный
стереоскопический дальномер, то ЛКЗ по-прежнему настаивает на проектировании прицела-дальномера, как единого прибора. Такой дальномер, в сравнении с ТПД-2, значительно более удобен в эксплуатации, увеличивает скорострельность, удобнее располагается в боевом отделении и является перспективным. Следует только заметить, что у горизонтальнобазных дальномеров необходимо сократить до минимума (не более 200 мм) левое плечо дальномера. Было бы целесообразно трубу дальномера целиком располагать справа от окуляра вывода;
- необходимо улучшить оптические характеристики танковых дальномеров при сохранении их минимальных габаритов (увеличить поле зрения и предельные измеряемые дальности до 10—15 км при базе не более 1,6 м, уменьшить величину ошибки в определении дальности);
- во всех случаях окулярная часть дальномера должна быть выведена к наводчику орудия и всюду, где это возможно, должна быть общей как для дальномера, так и для прицела;
- для обеспечения стрельбы сходу должна быть предусмотрена стабилизация поля зрения дальномера в вертикальной плоскости. Окуляр должен быть неподвижным относительно наводчика.
Учитывая, что разработка и установка в танках эффективных дальномеров являлась довольно сложной задачей, ЛКЗ считал целесообразным привлечь к совместной работе в этом направлении коллективы КБ оптических и артиллерийских предприятий (завод №393, НИИ-58, завод №172), а также использовать научный потенциал научно-исследовательских организаций.
С этой целью ЛКЗ представил проект ТТТ на проектирование опытных дальномеров для бронеобъектов, который мог послужить основой при окончательном формировании требований на оптических и артиллерийских заводах (совместно с танковыми) и затем утвержденных соответствующими военными ведомствами.