Оглавление

Согласно данному проекту ТТТ, танковый дальномер предназначался для:
-  определения дистанции до видимых целей изнутри боевых рубок тяжелых и средних танков и САУ;
-  корректирования огня не только собственного танка или САУ, но и соседних бронеобъектов, если в последних нет дальномеров;
- обзора горизонта наводчиком как во время движения танка, так и с места на дистанциях не доступных для обзора из прицелов ТП-47А или ТПС.

Оптические характеристики дальномера должны были быть не хуже следующих: база — 1,2 м, увеличение — 12х, поле зрения — 4°, пределы измеряемых дальностей — от 1000 до 10000 м, масса — не более 20 кг.

Величина максимальной ошибки измерения дальности не должна была превышать 100 м на дальности 5000 м и 500 м — на дальности 10000 м.

Конструкция дальномеров должна исключать возможность их расстраивания по дальности.

Установка дальномера не должна ухудшать оптических характеристик прицела (соответствовавших характеристикам ТП-47А и ТПС).

Окуляры дальномера должны быть выведены наводчику орудия.

Поле зрения дальномера в вертикальной плоскости должно быть стабилизировано, отклонение визирной линии по вертикали должно обеспечиваться в пределах от -5 до +20°.

Работа дальномера должна осуществляться как при включенном, так и при выключенном стабилизаторе поля зрения без влияния на качество видимости температурных изменений.

Производство дальномеров, включая стабилизаторы, должны основываться на элементной базе отечественного производства.

Конструктивные требования предусматривали:
- общий окулярный вывод для прицела и дальномера с расположением всех шкал в поле зрения окуляров (для исключения отрыва наводчика от окуляров при всех возможных случаях пользования прибором в бою);
- наличие неподвижного окулярного патрубка при визировании по вертикали, независимо оттого, используется стабилизатор или нет. Окуляры должны регулироваться по базе глаз;
- связь дальномера с орудием с обеспечением строгой зависимости между углами возвышения орудия при выстреле и линией визирования дальномера в вертикальной плоскости, как при пользовании стабилизатором, так и при работе без него;
- автоматический ввод измеренной дальномером дальности в поле зрения окуляра на шкале прицела в соответствии с выбранным типом снаряда;
- возможность внутренней регулировки в двух плоскостях (помимо вертикальной) в диапазоне не менее ±20 т.д. (для обеспечения выверка приборов без дополнительной механической выверки за счет крепления);
- жесткое крепление прибора на кронштейне подъемного механизма пушки с исключением возможности его крепления к корпусу башни или непосредственно к ее крыше;
-  удобное для пользования расположение механизмов управления дальномером и окуляров. При измерении дальности должна быть занята только одна рука (левая) с тем, чтобы при этом возможно было корректировать наводку другой рукой с помощью механизмов наводки;
- наличие подсветки для обеспечения работы ночью или в сумерки;
-  очистку защитных стекол концевых отражателей от пыли, грязи и льда;
- возможность легкого съема головок концевых отражателей изнури машины;
- защиту выходных отверстий в бронировке закрывающимися броневыми пробками изнутри машины. Освобождение от пробок также должно было осуществляться изнутри машины.

SuSchwPz183.jpg

Скелетная схема дальномера для танка ИС-7. Эскиз Ж.Я. Котина.

По указанным общим требованиям предлагались к разработке эскизные проекты следующих типов дальномеров (с изложением для каждого типа специфических требований, отличных от вышеизложенных).

Вертикальнобазный дальномер:
- максимальный размер диаметра трубы — не более 150 мм;
- прибор должен был выводиться через отверстие в крыше башни и при необходимости частично или полностью убираться вовнутрь машины;
- допускалось проектирование по типу вертикальнобазного монокулярного дальномера типа «Коинциденц».

Также предлагалось исследовать возможность проектирования бинокулярного вертикальнобазного дальномера.

Горизонтальнобазный прицел-дальномер:
- диаметр горизонтальной трубы должен быть не более 120 мм, длина трубы левого концевого отражателя — не более 200 мм (уточнялась совместно с танковыми заводами). Перископичность — 250—400 мм (согласовывается с танковыми заводами). Габарит прибора по длине — не более 1300 мм. Ширина окулярного патрубка — не более 250 мм (с учетом крепежа).

При рассмотрении возможности создания универсального безбазного дальномер предлагалось:
-  определить возможные параметры дальномера, основанного на использовании прицела наводчика и оптического прибора командира при отсутствии оптической связи между ними;
- определить характер необходимых при этом изменений, усложнений приборов наводчика и командира, а также характер и габариты необходимых новых узлов электромеханической связи между приборами;
-  расстояние между приборами командира и наводчика взять равным 1 м.

Как уже отмечалось, данные ТТТ являлись предварительными и подлежали последующему уточнению и изменению в соответствии с результатами проектирования всех трех дальномеров.

В ноябре 1948 г. Ж.Я. Котин обратился к начальнику кафедры Военно-оптических приборов Ленинградского института точной механики и оптики С.Т. Цукерману с просьбой о создании танкового стереоскопического горизонтальнобазного дальномера с тем, чтобы в 1949 г. ЛКЗ мог бы иметь разработанные материалы поданному проекту. Проект такого дальномера должен был органически сочетаться с компоновкой боевого отделения танка ИС-7 и с принятой системой управления огнем.

Согласно техническому заданию, дальномер должен был иметь базу от 1,3 до 1,6 м, десятикратное увеличение с полем зрения не менее 6°, угол поворота визирной линии в вертикальной плоскости — от -8 до +20°, измерение дальности — от 500 до 6000 м.

Угол поворота визирной линии должен был осуществляться не за счет поворота всего дальномера, а за счет поворота призм, зеркал и т.п., с тем, чтобы окулярная часть прибора оставалась неподвижной относительно глаз наводчика. Максимальный диаметр трубы дальномера не должен был превышать 80 мм, перископичность дальномера — в пределах 260—280 мм, крепление в башне — на амортизаторах. Дальномер должен быть саморегулирующимся. К техническому заданию прилагалась желательная скелетная схема дальномера.

Оглавление