Оглавление

SuSchwPz182.jpg

Кинематическая схема перископического прицела ТПС танка ИС-7.

Вопрос о применении дальномера в танке ИС-7 обсуждался также и на уже упоминавшемся техническом совещании 1 августа 1947 г. В частности, на нем было отмечено, что согласно постановлению Совета Министров СССР №2306-642 от 1 июля 1947 г. Министерство вооружения по ТТТ ГАУ ВС, согласованными с БТ и MB ВС, кроме рассмотренных прицелов и оптических приборов для танка ИС-7 должно было разработать, изготовить и поставить ЛКЗ в I квартале 1948 г. один образец стереодальномера с базой 0,9 м. Разработка конструкции установки этого дальномера в башне ИС-7 поручалась ОГК ЛКЗ.

21 августа 1947 г. на совещании в ОГК ЛКЗ при рассмотрении деревянного макета командирского горизонтальнобазного стереодальномера с базой 0,9 м, представленным СКБ-2 при заводе №393, отмечалось:

«... - применение дальномера у командира не решает вопросов системы управления огнем, принятой на танке ИС-7, при наличии значительных конструктивных трудностей установки его в люке командира (в принятой системе управления огнем, целеуказание в направлении визирования командирского прибора, осуществляется приводами наводки автоматически при нажатии командиром одной кнопки. При наличии дальномера, командир отвлекается на определение дистанции и передачу показаний наводчику для наводки пушки на цель приводами наводки);

- считать целесообразным в первую очередь разработать прибор - прицел-дальномер, для установки его у наводчика. Представители ЛКЗ полагают необходимым, чтобы прицел-дальномер обеспечивал стрельбу сходу машины, путем стабилизации элементов прицельной части прибора. Представители СКБ-2 считают невозможным выполнение стабилизации прицела-дальномера ввиду принципиальных технических трудностей и сложности постановки подобного прибора на серийное производство».

На основании опыта проектирования в 1947 г. и главным образом личных встреч начальника СКБ-2 завода №393 MB С.М. Николаева с главными конструкторами Ж.Я. Котиным (в ноябре 1947 г.), А.А. Морозовым и М.Ф. Балжи (в феврале 1948 г.) в СКБ-2 пришли к выводу, что единственным правильным решением является установка в новых тяжелых и средних танках оптического стереодальномера с базой 1,6 м и увеличением 10х со светящимися марками. По предварительным оценкам такой дальномер обеспечивал стрельбу на поражение без пристрелки по танкам на дальностях 2—2,5 км с минимальным расходом снарядов (два выстрела на одно попадание в среднем), что позволяло полностью компенсировать затраты на создание прибора, как за счет экономии боеприпасов, так и самих машин.

Поставленная задача достигалась путем комплексного решения ряда проблем:
- создания стереодальномера с возможно меньшим диаметром наружной трубы и несимметричным расположением окуляров относительно концевых отражателей;
-  изменением конструкции башни для обеспечения монтажа дальномера под крышей башни, в промежутке между телом орудия (при максимальном угле склонения) и крышей с выводом окуляров дальномера к наводчику.

При этом дальномер предполагалось устанавливать одновременно с перископическим прицелом ТП-47А для тяжелых танков и ТП-47М — для средних танков.

Непригодность для этой задачи схемы дальномера, расположенного над крышей, была в достаточной степени доказана ранее разработанными проектами и проверенными в макетах дальномеров ТКД и ТКД-1.

В 1947 г. СКБ-2 в проектах дальномера ТПД (ТПД-1 — вариант I и ТПД-2 — вариант II) использовало комбинацию стереодальномера с базой 1,6 м и прицела ТП-47А (или ТП-47М). Проектами предусматривалось применение труб дальномеров диаметром 80 мм (ТПД-2) и 150 мм (ТПД-1). Окуляры располагались на расстоянии всего лишь 450 мм от левого отражателя и 1150 мм от правого отражателя.

Конструкция дальномера ТПД-2 обеспечивала его установку как в среднем, так и тяжелом танке в комбинации с прицелом ТП-47А (ТП-47М), при условии подъема крыши башни по сравнению с башней, указанной в компоновках завода №183, только на 100 мм. При этом подъем крыши предполагался не только в районе расположения дальномера и прицела, но и в районе люков и смотровых приборов командира для исключения ухудшения условий наблюдения. На основании достигнутой договоренности между СКБ-2 и ЛКЗ, последний немедленно приступил к разработке башен применительно к проекту дальномера ТПД-2. Для скорейшего рассмотрения представленного проекта, часть конструкторов СКБ-2 в мае 1948 г. телеграфно была вызвана для совместной проработки этого вопроса в ОГК ЛКЗ.

Установка дальномера совместно с прицелом ТП-47А должна была обеспечить придание прицельного угла орудию танка с возможно большей точностью. С помощью одного прицела эта задача уже с достаточной точностью не решалась, поскольку необходимая для этого дальность определялась приближенно, на глаз.

Решение задачи по отработке установки прицельного угла орудием после измерения дальности с помощью одного дальномера, имевшего специальные механизмы, автоматически устанавливавшие прицельный угол в зависимости от типа снаряда и полученной дальности, вело к созданию дальномера-прицела.

Эту же задачу можно было решить с использованием дальномера в комбинации с прицелом существующих типов — с прицельной шкалой в поле зрения. В этом случае дальномер обеспечивал только измерение дальности, которая через промежуточные механизмы, установленные на дальномере или прицеле, вводилась в угол прицеливания в зависимости от типа снаряда, автоматически устанавливая прицельную шкалу в прицеле. После чего наводчик производил наводку пушки обычным способом. Такая комплектация также выполняла роль дальномера-прицела.

Дальномер мог быть установлен отдельно от прицела, не имея с ним никакой связи. В этом случае определенная дальность устанавливалась по шкале прицела для выбранного типа снаряда, и затем по прицелу осуществлялась наводка орудия.

Первый вариант самостоятельного дальномера-прицела являлся наиболее совершенным. Однако разработка его в условиях отсутствия практических данных по применению дальномера в танке была несколько несвоевременной. Кроме того, этот вариант выглядел конструктивно довольно сложно и мог в связи с этим не обеспечить должной точности. Для обеспечения точности и постоянства согласования линии визирования с орудием необходимо было обеспечить различные увеличения оптической системы и хорошую амортизацию прибора, одновременно не нарушающую согласования линии визирования с орудием.

Учитывая что выход из строя дальномера-прицела оставит наводчика совсем безоружным, на первом этапе посчитали целесообразным начать разработку совместной установки дальномера с прицелом. В этом случае к дальномеру предъявлялись менее строгие требования.

Оглавление