Оглавление

Проведению испытаний опытных образцов танка ИС-7 выпуска 1946  г. в 1947 г. препятствовало отсутствие исправных двигателей ТД-30. В связи с этим, еще в январе 1947 г. главный конструктор завода Ж.Я. Котин был вынужден обратиться в Ленинградский горком ВКП(б) и через него в ЦК ВКП(Б) с просьбой в содействии о возобновлении доводки и повышения срока службы ТД-30 до 300 ч, а также изготовлении к 1 апреля 1947 г. пяти дизелей, необходимых для проведения ходовых испытаний и экспериментально-исследовательских работ.

Между тем, не теряя времени на решение данного вопроса, ЛКЗ за все время испытаний своими силами осуществлял восстановление ранее изготовленных и постоянно выходивших из строя двигателей ТД-30, что позволило сохранить набранный темп проведения испытаний и исследовательских работ.

В ходе испытаний танк ИС-7 выпуска 1946 г. неоднократно демонстрировался руководству БТ и MB ВС и Министерства транспортного машиностроения СССР. Так еще 10 октября 1946 г. танк ИС-7 (машина №01) осмотрел В.А. Малышев. 1 марта 1947 г. танк ИС-7 (машина №02) был показан маршалу бронетанковых войск П.А. Ротмистрову. В ходе этой демонстрации машина развила скорость до 55 км/ч.

В период с 20 по 25 апреля 1947 г. ЛКЗ посетил командующий БТ и MB ВС маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко. 23 апреля он также ознакомился с танком ИС-7 (машина №02), который к этому времени прошел на заводских ходовых испытаниях 187 км.

Отсутствие специально оборудованного полигона вынуждало проводить заводские испытания опытных машин на дорогах общего пользования и неподготовленной местности. Это привело к тому, что 18 апреля 1947 г. при переходе через узкий мост, из-за ошибочных действий экипажа, машина №01 сошла с моста и погрузилась на 3/4 корпуса в воду. При этом правая гусеница оказалась вывешенной, так как танк днищем «сел» на борт моста. Только 6 мая 1947 г. танк удалось вытащить и доставить на завод для переборки узлов и агрегатов после аварии. На этом заводские испытания танка ИС-7 (машина №01) фактически закончились. К этому времени он прошел 1092 км.

К 1 августа 1947 г. завершились заводские ходовые испытания танка ИС-7 (машина №02). Необходимо отметить, что в июле того же года на этой машине выполнили отладку и провели испытания узлов и агрегатов системы управления огнем, изготовленных ВЭИ МЭП.

В последующем опытные образцы танка ИС-7 выпуска 1946 г. (№01 и №02) использовались на ЛКЗ в качестве экспериментальной базы для проверки и отработки отдельных узлов, различных агрегатов и систем последующих опытных образцов ИС-7 выпуска 1947 г. (машины №1 и №2) как при стационарных, так и ходовых испытаниях.

Так, например, в июле 1947 г. с целью определения расхода воздуха в системе охлаждения с вентиляторной и эжекторной установкой на ЛКЗ задействовали танк ИС-7 выпуска 1946 г. (машина №02). Для проведения испытаний на бронировке вентиляторов левого блока системы охлаждения установили мерные трубы, в которые из моторного отделения выбрасывался поток охлаждающего воздуха, подводимый к фронту радиаторов через входные жалюзи. Испытания проводились при положении башни, развернутой вправо на 90°.

На испытаниях фиксировались:
- динамический напор в измерительных участках мерных труб;
- статическое давление на воздушной трассе;
- температура воздуха на входе в жалюзи и выходе из мерной трубы.

Фиксировались также частота вращения коленчатого вала двигателя, температура входа и выхода воды и масла.

Принятая методика проведения стационарных испытаний позволила получить расход воздуха, соответствовавший его фактическому расходу при движении машины, который был равен удвоенному замеренному расходу (при условии наличия несовпадения центров правого блока в пределах отклонений, зафиксированных для левого блока228). Кроме того, было установлено, что применение некоторых конструктивных усовершенствований (при той же конструкции радиаторов и вентиляторов) позволяло повысить эффективность работы системы охлаждения. Однако для получения более точной картины распределения скоростей воздушного потока по тракту радиатора при различных системах охлаждения (вентиляторной или эжекционной) требовалось провести более длительные стендовые испытания.

SuSchwPz150.jpg SuSchwPz151.jpg

Испытания воздушной трассы вентиляторной системы охлаждения двигателя танка ИС-7 выпуска 1946 г.


228 При монтаже жалюзи с бронировкой на танк оказалось, что левая бронировка была соосна с крыльчаткой вентилятора, а ось правой бронировки смешена относительно оси вентилятора на 25 мм.

Оглавление