Оглавление

Для определения действия взрыва новой противотанковой мины ТМВ (тротилового и амматолового снаряжения) конструкции НИИ-582 при различном перекрытии ее гусеницами, а также противоминной стойкости различных объектов бронетанковой техники на НИИБТ полигоне в период с 29 июля по 22 октября 1954 г. был подвергнут испытаниям танк ИС-2188. Перед началом испытаний машину полностью укомплектовали, довели до боевой массы и установили новые гусеницы, которые были собраны из траков, изготовленных из стали КДЛВТ (с содержанием молибдена (Mo) и без него), а также из стали ЛГ-13189.

Всего в ходе испытаний под гусеницами танка ИС-2 произвели 21 подрыв мин ТМВ тротилового снаряжения массой 5,5 кг как без заглубления, так и с заглублением при различных перекрытиях гусеницей190. Для определения влияния подрыва на экипаж при некоторых опытах использовались подопытные животные (кролики).

Как показали результаты испытаний, при взрыве мины под траком, изготовленным из стали КДЛВТ (без Mo)191, с перекрытием 1/3 диаметра мины, гусеница перебивалась полностью. Как правило, от трака, лежащего на мине, и траков, с ним сопряженных, отбивались куски примерно до уровня бандажа опорного катка, дальше разрушение шло по проушинам. После каждого подрыва обязательной замены требовали только разбитые траки (в среднем пять штук).

У опорного и поддерживающего катков незначительно деформировались бандажи, срезались болты крепления броневого колпака и броневые пробки. В дисках опорного катка иногда появлялись трещины, но подшипники катков и балансиров повреждений не имели. У корпуса машины по сварке рвались надгусеничные полки и подкрылки, разрушались стекло и лампочка фары, при этом звуковой сигнал оставался целым.

Траки гусеницы, изготовленные из стали КДЛВТ (с Mo), обладали несколько большей противоминной стойкостью192. Так, при подрыве мины с перекрытием 1/3 ее диаметра под такими траками имели место случаи, когда гусеница не перебивалась, несмотря на то, что от траков отрывались куски по 150—160 мм (до уровня бандажа опорного катка). В этих случаях танк не получал повреждений после взрыва, которые приводили бы к его остановке.

При взрыве тротиловой мины с перекрытием 1/2 ее диаметра траки, изготовленные из стали КДВЛТ (с Mo), перебивались полностью. Разрушение траков происходило как по телу, так и в местах перехода проушин и цевок в тело трака. Другие повреждения танка были аналогичны повреждениям при подрыве на мине с перекрытием 1/3 ее диаметра, с той лишь разницей, что при взрыве с перекрытием 1/2 диаметра сбивался ограничитель хода катка. Ограничитель разрушался по сечению, расположенного около сварочного шва, а также в плоскости отверстия стяжного болта. Кроме того, происходила выпрессовка из балансира оси опорного катка (вместе с катком).

В случае подрыва мины тротилового снаряжения массой 5,5 кг, установленной с заглублением (8—10 см ниже поверхности грунта) под гусеницами с траками из стали КДЛВТ (с Mo) при перекрытии 1/3 ее диаметра, также наблюдалось полное перебитие гусеницы, а танк получал повреждения, как при подрыве мины без заглубления с тем же перекрытием. При взрыве мины под вторым опорным катком ось катка вместе с катком выходила из отверстия балансира, и разрушались ограничители хода балансиров второго и третьего опорных катков. Под траками из стали КДЛВТ был произведен один подрыв мины, снаряженной тротилом массой 6,5 кг с перекрытием 1/3 диаметра в грунте с повышенной влажностью. От взрыва мины гусеницу полностью разорвало в двух местах: под опорным катком и над ним. Причем кусок гусеницы отбросило от машины на 3—4 м. От взрыва разрушился наружный подшипник опорного катка, сорвало болты крепления броневого колпака и поддерживающего катка, а также был сбит ограничитель хода балансира. Поскольку полное перебитие гусениц с траками из стали КДЛВТ минами ТВМ, снаряженными тротилом массой 5,5 кг и перекрытием 1/3 диаметра, происходило практически в большинстве случаев, то дальнейшие испытания на подрыв минами большей массы для данных гусениц танка ИС-2 не производились (согласно ТУ было достаточным, чтобы мина перебивала гусеницу с перекрытием 1/3 диаметра).

SuSchwPz041.jpg SuSchwPz042.jpg
Танк ИС-2 с установленными датчиками, подготовленный к испытаниям по подрыву ходовой части. НИИБТ полигон, июль 1954 г. Характер повреждений танка ИС-2 при взрыве мины (с перекрытием 1/3 диаметра) под первым левым опорным катком. НИИБТ полигон.
SuSchwPz043.jpg

Характер разрушения ходовой части танка ИС-2 от взрыва мины тротилового снаряжения с перекрытием 1/2 диаметра (траки из стали КДЛВТ (с Мо).


188 Наряду с танком ИС-2 испытаниям подрывом подверглись также танки Т-34-85 и американский М26.

189 Траки из стали ЛГ-13 - немецкого производства, они были тяжелее литых отечественных траков на1,5-2 кг и имели повышенное содержание хрома и никеля.

190 Конструкция мины ТМВ обеспечивала ее подрыв только при перекрытии гусеницей танка не менее 1/3 ее диаметра.

191 Эта сталь отличалась большой хрупкостью, как правило, пониженной ударной вязкостью; микроструктура материала - грубый мартенсит.

192 Несколько большая противоминная стойкость траков из стали КДЛВТ (с Мо) по сравнению со сталью КДЛВТ (без Мо) объяснялась тем, что введение молибдена улучшало структуру металла, делая ее мелкозернистой. Однако стали КДЛВТ имели различную ударную вязкость, изменяющуюся от 1,35 до 4,5 кг/см2.Траки с повышенным значением ударной вязкости обладали большей противоминной стойкостью.

Оглавление