Оглавление

SuSchwPz035.jpg SuSchwPz036.jpg SuSchwPz037.jpg

Установка прибора ночного видения механика-водителя ТВН-1 «по-походному» и «по-боевому» (справа) в танке ИС-3.

В 1953 г. На НИИБТ полигоне на танках ИС-3 и ИС-2 была проведена проверка установки приборов ночного видения механика-водителя ТВН конструкции ВЭИ им. Ленина. На некоторых танках ИС-2 (в зависимости от конструкции носовой части корпуса и наличия смотрового лючка-«пробки» механика-водителя) этот прибор мог устанавливаться только без верхней и нижней призм (впоследствии этот прибор получил название БВН. — Прим. авт.). Отсутствие призм уменьшило потери инфракрасных лучей и света в них, поэтому изображение в этом приборе было ярче при прочих равных условиях, чем в приборе ТВН. Для подсветки местности использовалась фара ФГ-10 с инфракрасным фильтром. С 1956 г. прибор ТВН (ТВН-1) был введен в комплект танка ИС-3.

SuSchwPz038.jpg

Прибор ночного видения механика-водителя БВН для установки в танке ИС-2.

В 1954 г. на НИИБТ полигоне на одном из танков ИС-3 (№181045) были проведены испытания по проверке загазованности боевого отделения и влияния средств вентиляции и устройства для эжекционной продувки канала ствола на концентрацию пороховых газов. Так, в период с 28 мая по 25 июня 1954 г. машина была последовательно испытана стрельбой с начала со штатной пушкой Д-25Т (произведено 13 выстрелов), а затем путем перестволения — с пушкой Д-25ТЭ (произведено 64 выстрела), оснащенной эжекционным устройством продувки канала ствола конструкции завода №172 (главный конструктор — М.Ю. Цирюльников).

Результаты испытаний показали, что кучность боя из пушки Д-25ТЭ как в начале, так и в конце испытаний находилась в пределах табличных норм. Установка эжектора существенно повлияла на момент неуравновешенности ствола, величина которого возросла почти в 5,5 раз (с 4,57 до 26,1 кгм).

При стрельбе из пушки без использования штатных средств вентиляции боевого отделения, эжекционное устройство для продувки канала ствола действовало достаточно эффективно: средний уровень концентрации пороховых газов в зоне дыхания заряжающего снижался с 7,66 до 0,16 мг/л или в 48 раз, в зоне дыхания командира танка — с 2,21 до 0,26 мг/л или в 8,5 раз.

Эффективность продувки при стрельбе с работающими двигателем (на режиме частоты вращения коленчатого вала 1800 мин-1) и вентилятором, создававших наибольшее разряжение воздуха в боевом отделении машины, по сравнению с такой же стрельбой из пушки без эжекционной продувки — практически отсутствовала.

Наличие эжекционного устройства значительно сократило число случаев появления обратного пламени и потребовало размещения на неподвижном ограждении груза массой 50—60 кг. После некоторой доработки и решения вопросов уравновешивания орудия эжекционное устройство продувки канала ствола после выстрела было рекомендовано для серийного производства и установки на новых орудиях тяжелых танков Т-10.

SuSchwPz039.jpg

Размещение эжекционного устройства для продувки канала ствола после выстрела на пушке Д-25ТЭ.

SuSchwPz040.jpg

Танк ИС-3 с пушкой Д-25ТЭ.

Оглавление