Оглавление

В 1944 г. М.М. Котлов поступил в Военную академию БТ и MB на инженерный факультет. После окончания академии он продолжил службу на ЦЭЗ №1 ГБТУ в должностях старшего инженера-конструктора и начальника отделения проектирования подвижных средств ремонта танков. Эта работа в одном КБ ЦЭЗа, хотя и в разное время, а также в ветеранской организации ГАБТУ (где Котлов активно трудится, несмотря на солидный возраст), нас объединяет.

Служба на «тридцатьчетверке» ему запомнилась, прежде всего, тяжелой, порой изнурительной повседневной работой по техническому обслуживанию танка (своевременная смазка, промывка масляных и топливных фильтров, воздухоочистителей, регулировка органов управления и элементов ходовой части, заправка топливом, пополнение боекомплекта и т.д.). Как правило, двигатель отрабатывал свой гарантийный срок 200 ч, а у некоторых опытных механиков-водителей — даже свыше 350 ч (без ремонта). И это в условиях постоянных боевых действий и многокилометровых маршей!

По воспоминаниям М.М. Котлова, с мелким ремонтом экипажи справлялись сами, с задействованием бригадных ремонтников. Боевыми повреждениями занимались специальные службы, с привлечением экипажей танков. Надо сказать, что в годы войны была создана мощнейшая ремонтная служба войск в армейских и фронтовых масштабах.

Из личного опыта Михаилу Михайловичу запомнился случай, когда в 1943 г., после длительного марша к месту предстоящего боя в районе Барвенково, по вине механика-водителя вышел из строя ленивец (направляющее колесо) в результате недостаточного закрепления и притяжки к корпусу танка после натяжения гусеницы. Котлову пришлось вдвоем с механиком-водителем, всю ночь под брезентом, с фонарем, вручную, с напильником восстанавливать зубчатое сцепления фланцев. И справились!

Так что ничего ужасного с качеством изготовления и с надежностью танков Т-34, как об этом любят напоминать современные «исследователи», в войсках не наблюдалось. Тем более в упоминаемых ими масштабах.

Петр Ильич Кириченко (1923 пр.), полковник запаса. 16 июля 1941 г. был призван в Красную Армию. В рядах Вооруженных Сил прослужил 45 календарных лет.

PzVict023.jpg

П.И. Кириченко.

В звании старшего сержанта участвовал в Воронежско-Ворошиловградской и Великолукской операциях в должности радиста-пулеметчика танка Т-34 в составе 116-й отдельной танковой бригады Брянского фронта и 240-й отдельной танковой бригады Калининского фронта. После окончания в 1943 г. Челябинского танкотехнического училища в звании техника-лейтенанта участвовал в Белорусской и Прибалтийской операциях 1944 г., Восточно-Прусской операции 1945 г. в должности техника по ремонту танков в 159-й танковой бригаде 1-го танкового корпуса.

С июня 1945 г. по апрель 1951 г. учился в Военной академии БТ и MB на инженерном факультете, закончил академию с золотой медалью (диплом защищал на немецком языке). Затем служил в войсковых танкоремонтных органах, аппарате военных представительств на предприятиях танковой промышленности и в танковых ОКБ.

Оглавление