Оглавление

С 1959 г. П.И. Кириченко работал в центральном аппарате ГБТУ на разных должностях — от старшего офицера управления производства и заказов бронетанковой техники до начальника отдела — заместителя председателя НТК ГБТУ. Он принимал участие в отработке, испытаниях и освоении серийного производства большинства послевоенных образцов бронетанковой техники.

С 1999 г. — председатель Совета московских ветеранов 1-го Инстербургского краснознаменного корпуса. Автор ряда книг и статей (в том числе, в журнале «Техника и вооружение»).

Я знаком с Петром Ильичей много лет. Приведу лишь некоторые его рассуждения о танке Т-34. Например, о боях на Воронежском направлении в 1942 г. он вспоминал:

«О тех днях я вспоминаю со смешанным чувством.

С одной стороны, я не могу не испытывать гордости за то, что на участке, где действовала наша бригада, противнику так и не удалось пройти. На своем опыте я убедился в существенном превосходстве наших танков Т-34 над немецкими Pz.Ill и Pz.IV.

В то же время я с горечью вспоминаю о тех тяжелых потерях, которые мы понесли в этих боях, особенно от авиации и артиллерии противника, о трагических результатах боев в полуокружении. Немало моих однополчан сложили свои головы. Был подбит и мой танк (однако его Т-34 не сгорел. — Прим.авт.). Получивший смертельное ранение мой первый командир танка лейтенант Гаврилко скончался на наших глазах».

О работе ремонтников 1-го танкового корпуса в ходе боев в Восточной Пруссии, 1945 г. он пишет так:

«Анализируя события этих 15 дней (Инстербургско-Кенигсбергская операция, январь 1945 г. — Прим.авт.), нельзя не упомянуть о той большой роли, которую сыграли корпусные ремонтники в поддержании боеспособности корпуса. За 15 дней боев они устранили боевые повреждения и технические неисправности у 157 танков Т-34, 30 СУ-76, 45 СУ-85, 37 СУ-122. В ходе боя многие танки и САУ с боевыми повреждениями до трех раз проходили через руки ремонтников и возвращались в строй».

«Штурмовые группы 6 апреля 1945 г. начали штурм города (Кенигсберга. — Прим.авт.). Бои были тяжелыми, потери несли немалые. Много было подбито танков и погибло людей. Немцы сопротивлялись фанатично. Дрались за каждый камень, подвал, дом. Тем не менее, за четыре дня нам удалось сломить их сопротивление, и 9-го числа они капитулировали. Мы, ремонтники, носились по городу и его предместьям, искали наши подбитые танки, восстанавливали. А ведь немцы рядом. Обстановка была напряженная. К концу этой операции нам удалось восстановить все подбитые машины, кроме небольшого числа сгоревших. За это я был награжден орденом «Красной Звезды».

Все это лишний раз подтверждает хорошую организацию ремонтных работ на фронте и высокую ремонтопригодность отечественной бронетанковой техники, основу которой в годы войны составляли танки Т-34 и САУ на его базе.

Петр Ильич передал в редакцию копию немецкой инструкции по борьбе с советскими танками, которую он обнаружил на немецких позициях в 1944 г. На ее страницах изображены силуэты наших основных танков того времени и приведено текстовое описание их наиболее характерных внешних особенностей для быстрого распознавания.

PzVict024.jpg PzVict025.jpg  PzVict026.jpg PzVict027.jpg

Страницы немецкой инструкции по борьбе с советскими танками. 1944 г.

 PzVict028.jpg

Примечательно, что на первом месте размещены данные по танку Т-34, причем текст дан в стихотворной форме:

«Прежде всего, отметь себе элегантный,

С наклонными плоскостями, скругленными кромками,

Пятью катками, его штудируй прилежно,

Так как это Т-34».

Не правда ли, есть что-то особое в отношении противника к нашему танку?

В заключение стоит заметить, что вопросы, касающиеся оценки (пусть и нелицеприятной) военной техники (того же Т-34), лучше решать на страницах специализированных изданий, а не книг и журналов, предназначенных для молодежи, у которой еще не сформировалось окончательно свое видение нашего славного военного прошлого. Особенно это касается истории Великой Отечественной войны.

PzVict029.jpg PzVict030.jpg

Оглавление