Против «тигров»
В июле 1943 г., после получения достоверной информации о применении новых немецких танков, в КБ Кировского завода инициативно начали проектирование тяжелого танка, превосходящего по уровню бронирования и ряду других основных характеристик боевые машины противника.
Впервые для разработки Кировского завода в основу конфигурации корпуса была взята форма танка Т-34. Броневой корпус сваривался из катаных листов противоснарядной брони с толщинами 120-160 мм (в отдельных элементах - до 180 мм). При этом верхние лобовой и бортовые листы устанавливались под значительными углами наклона (до 61°) к вертикали. Нос танка также выполнялся со скуловыми листами. В верхнем лобовом листе имелся смотровой люк, но посадка-высадка механика-водителя через него не предусматривалась. Днище корпуса имело корытообразную форму, впоследствии примененную на ИС-3 и некоторых других танках. Литая башня в плане имела продолговатую овальную форму с наклоном бортовых стенок. Толщина брони предусматривалась вплоть до 180-200 мм.
Поскольку в ходе проектирования новой машины изучалось несколько вариантов конфигурации бортов корпуса и башни, а также установки нескольких видов основного вооружения, было построено не менее шести опытных образцов (не считая макетов корпуса) танка, получившего обозначение «Объект 701». Внешне они незначительно, но отличались друг от друга. Боевая масса опытного танка достигала 56 т.
В качестве основного вооружения была определена 122-мм пушка Д-25, опытный образец которой готовился к установке в танк ИС-2. Кроме того, в Центральном артиллерийском КБ (начальник - В.Г. Грабин) изготовили 122-мм пушки (четыре образца) и 100-мм пушку унифицированного семейства С-34.
На танке «Объект 701» установили дизель В-12 (мощность 750 л.с.) с приводным нагнетателем. В системе охлаждения были применены два осевых вентилятора.
Планетарную трансмиссию для танка разработали в содружестве с научными сотрудниками МВТУ им. Баумана. Она включала трехскоростной планетарный редуктор, конический реверс и механизм поворота нового типа «ЗК». Трехскоростной редуктор обеспечивал шесть передач переднего хода и три - назад. Приводы - механические. Бортовые редукторы и ходовая часть были традиционного типа. Подвеска - индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
На танке применили автоматическую систему пожаротушения.
Экипаж танка «Объект 701» составляли четыре человека. Боевая масса (по имеющимся сведениям) не превышала 60 т.
После доработки опытного образца №6 его приняли к производству и на вооружение в апреле 1946 г. как танк ИС-4, однако серийный выпуск начался лишь в конце года.
Переход к промышленному освоению и производству танка в 1,5 раза большей массы был осуществлен, начиная с 1944 г. Но еще раньше, в конце 1943 г., ГБТУ подготовило проект ТТТ на разработку новых тяжелых танков периода окончания войны и первого послевоенного поколения.
Вариант модернизации танка ИС-2 с носовой частью корпуса по типу ИС-3.