Оглавление

Поскольку в конструкцию СУ-152 требовалось внести ряд существенных изменений, а выпуск базового танка КВ-1С прекращался, с июня 1943 г. в КБ завода №100 началась разработка самоходной установки на базе танка ИС. Г.Н. Москвин стал ведущим конструктором этой машины.

В новой САУ значительно усилили броневую защиту (толщину лобовой брони довели до 90 мм), улучшили характеристики подвижности. В систему уравновешивания качающейся части для 122-мм орудия был введен пружинный механизм. Надежность машины в целом возросла. В ноябре 1943 г., после проведения цикла заводских и полигонных испытаний, ИСУ-152 («Объект 241») приняли на вооружение и к производству.

Программа выпуска ИСУ-152 напрямую зависела от производственных возможностей артиллерийского завода, поставлявшего орудия МЛ-20С. Поскольку лафеты полевых орудий А-19 и МЛ-20 были во многом схожи, было решено использовать это обстоятельство для установки в САУ также пушки А-19. А она, в свою очередь, послужила основой танковой пушки Д-25. Таким образом, в зависимости от поставок пушек трех типов, стало возможным (после некоторой доработки базового шасси) выпускать тяжелые САУ следующих типов: ИСУ-122 («Объект 242») с пушкой А-19 обр. 1931/37 гг., ИСУ-122-2(ИСУ-122С, «Объект 249») с пушкой Д-25С обр. 1944 г. и ИСУ-152 («Объект 241») с пушкой МЛ-20С обр. 1937/43 гг.

Дальность стрельбы прямой наводкой ИСУ-122 достигала 5000 м, а максимальная — 14300 м.

За создание семейства новых тяжелых артсамоходов Г.Н. Москвин был удостоен Сталинской премии I степени.

«Щучий нос»

Рост выпуска тяжелых танков накануне развертывания масштабных фронтовых наступательных операций Красной Армии сдерживался производством бронекорпусов нового типа. Технология механической обработки основных литых деталей под сварку была намного сложнее обработки деталей из катаной брони. Узловая сборка отдельных деталей корпуса и их окончательная сборка(сварка)в бронекорпус осуществлялись на стенде с применением автоматической сварки. Постепенно усилиями специалистов различных направлений (в первую очередь, Броневого ЦНИИ) удалось доработать технологический процесс и сделать приемлемой длительность производственного цикла сборки.

Дальнейшее возрастание противоснарядной стойкости бронекорпуса тяжелого танка в значительной степени зависело от конфигурации его носовой части. Весьма желательным виделся вариант спрямленного носа, где верхний броневой лист из катаной брони устанавливался под значительным углом к вертикали. А величина угла наклона лобового листа напрямую зависела от компоновочного решения машины в целом.

В целях усиления броневой защиты танка ИС-2 конструкция передней части его корпуса претерпела изменения: начиная с мая 1944 г., машины со спрямленным литым, а затем — и с катаным верхним лобовым листом стали выпускаться серийно.

К концу 1944 г. модернизация, проводившаяся в ходе серийного производства ИС-2, приобрела одну направленность — качественное усиление броневой защиты, что предполагало полностью отказаться от литых конструкций элементов корпуса.

Но Г.Н. Москвина как компоновщика волновали еще некоторые аспекты улучшения снарядостойкости спрямленного носа. Во-первых, в верхнем листе было необходимо выполнять сквозную прорезь (смотровую щель) для обеспечения обзорности механика-водителя, что нарушало прочность и снижало противоснарядную стойкость лобовой части танка. Альтернативой могла стать установка перископических зеркальных приборов, но для их размещения места было недостаточно. Кроме того, для посадки-выхода механика-водителя сохранялся лишь один способ — через люк в крыше башни.

MoskvinG037.jpg

Тяжелая самоходная установка СУ-152 (KB-14).

В итоге Г.Н. Москвин предложил выполнить верхний лобовой лист не плоским, а двускатным, т.е. с продольным перегибом посредине. В этом случае в верхней части листа вблизи башни освобождалось место для люка механика-водителя треугольной формы. Кроме того, крышка люка, имеющая два основных положения (нижнее и верхнее), в сочетании с двумя положениями сиденья механика-водителя (также нижним и верхнем), будучи повернутая вокруг вертикальной оси, расположенной в одном из боковых углов крышки, позволяла механику-водителю в верхнем положении сиденья вести наблюдение на марше за местностью.

Подворот крыльев верхнего лобового листа дополнительно повышал броневую стойкость лба корпуса.

Проконсультировавшись со специалистами Броневого НИИ, Г.Н. Москвин спроектировал макет бронекорпуса с двумя «носами» — плоским и с перегибом посредине. Обстрел макета, проведенный на полигоне, подтвердил целесообразность замены плоского верхнего лобового листа на лист с перегибом. Эффект усиления бронезащиты был достигнут при всех заданных курсовых углах.

MoskvinG038.jpg

Тяжелая самоходная установка ИСУ-122.

MoskvinG039.jpg

Тяжелая самоходная установка ИСУ-122С.

 

Оглавление