Оглавление

MoskvinG034.jpg

Тяжелый танк ИС-1.

В 1944 г. Кировский завод, после напряженного подготовительного периода, когда все конструкторские и производственные службы решали основную задачу — освоение выпуска тяжелого танка нового типа, перешел к следующей фазе производства — к наращиванию суточного выпуска машин с одновременным повышением их качества. С середины марта 1944 г. сборку танков Т-34 на ЧКЗ полностью прекратили. Совершенствовалась технология производства тяжелых танков, выстраивались новые поточные линии, задействовались новые виды оборудования, использовались все имеющиеся резервы производства. Постановлением ГКО завод обязывался довести ежемесячный выпуск танков ИС до 500 шт.

Следует отметить, что начиная с 1943 г. ЧКЗ выпускал практически поровну два типа тяжелых боевых машин — танки и САУ. Количественное соотношение между ними менялось не столь существенно, чтобы влиять на общее число выпускаемых машин. А зависело оно, в основном, от поставок заводу артиллерийских орудий различного типа и калибра предприятиями Наркомата вооружения.

За разработку и внедрение в производство новых тяжелых танков ИС Г.Н. Москвин в числе других работников Кировского и Опытного заводов в 1944 г. был награжден орденом Ленина.

«Зверобои»

Выполненная зимой 1941—1942 гг. работа по созданию «артиллерийского» танка КВ-7, в которой непосредственное участие принял Г.Н. Москвин, нашла свое продолжение в 1942 г.

Необходимость наличия в войсках мощных самоходных артиллерийских установок как средства прорыва обороны противника была окончательно осознана к концу 1942 г. К этому времени уже были спроектированы, построены и поступили на вооружение Красной Армии САУ двух типов: легкие и средние. Боевые действия 1942 г. подтвердили необходимость разработки мощных средств непосредственного сопровождения средних и тяжелых танков орудиями, способными вести огонь прямой наводкой, поражать ДОТы и разрушать оборонительные сооружения. Полевая артиллерия, буксируемая гусеничными тягачами, с подобной задачей справиться не могла. Средние СУ-122 на базе танка Т-34 и, тем более, легкие СУ-76М на узлах танка Т-70, также имели весьма ограниченные возможности.

Конкретное задание на проектирование тяжелой САУ поступило в первом полугодии 1942 г. на УЗТМ. Тогда было предложено смонтировать 152,4-мм корпусную пушку-гаубицу типа МЛ-20 в рубке построенного КВ-7. В конце года задание на установку аналогичной пушки поступило на ЧКЗ. В начале января 1943 г. ГКО обязал ЧКЗ создать САУ на базе тяжелого танка, получившую обозначение КВ-14. Ведущим конструктором проекта назначили Л.С. Троянова, переведенного в Челябинск с Омского завода №174. В конструкторскую группу вошли Г.Н. Москвин, Г.Н. Рыбин, К.Н. Ильин и другие.

Наиболее приемлемым признали вариант с размещением казенной части орудия в закрытой рубке, изготовленной из катаных листов брони, расположенной в передней части машины. Размещение моторно-трансмиссионного отделения в этом случае сохранялось в задней части машины, как и в базовом танке КВ-1С. Изменение конструкции орудия предусматривало перенос оси цапф вперед с целью уменьшения вылета орудия, ограничивающего маневренность машины. Уравновешивание орудийной системы обеспечивалось за счет броневой маски.

Конструктивно установка орудия была жестко связана с лобовым листом рубки толщиной 75 мм. Орудие, снабженное щелевым дульным тормозом, крепилось в мощной рамке посредством цапф, обеспечивавших две степени свободы, по отработанной на КВ-7 схеме карданного подвеса.

Проектирование этой машины осуществили в рекордно короткие сроки. Опытный образец САУ «Объект 236» изготовили 24 января 1943 г. 14 февраля, после проведения ускоренных полигонных испытаний, СУ-152 приняли на вооружение. Ее серийное производство параллельно с базовым танком продолжалось до декабря 1943 г. С марта 1943 г. было сформировано несколько тяжелых самоходно-артиллерийских полков — ТСАП, успешно участвовавших в боях. СУ-152 прекрасно зарекомендовали себя в борьбе с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». Прицельная дальность стрельбы САУ достигала 6200 м при максимальной дальности 13 км, а прямой наводкой — 3800 м.

В каждом ТСАП насчитывалось 12 самоходных установок (по мере освоения и расширения производства тяжелых САУ их количество в ТСАП увеличилось до 21 шт.). К одному из первых ТСАП в 1943 г. прикомандировали конструктора завода B.C. Старовойтова (впоследствии — директора ВНИИтрансмаш). В его обязанности входило оказывать помощь артиллеристам в изучении материальной части, вести учет всех замечаний и пожеланий, касающихся функционирования машины, и пересылать эти сведения на завод. Непосредственно в боевых действиях Старовойтов участия не принимал.

MoskvinG035.jpg

Тяжелый танк ИС-2.

Рис. А. Шепса.

MoskvinG036.jpg

Тяжелый танк ИС-2.

Оглавление