Тяжелый танк KB-1С с 85-мм пушкой С-31 в штатной башне.
Тяжелый танк КВ-85.
Усиление вооружения привело к возрастанию массы танка ИС до 40 т и к снижению показателей удельной мощности и максимальной скорости. Новый танк ИС-85 получил заводское обозначение «Объект 237». На нем устанавливались дизель В-2ИС мощностью 520 л.с., доработанные главный фрикцион и коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач вперед и две заднего хода. Впервые был применен разработанный А.И. Благонравовым двухступенчатый планетарный механизм поворота. От завода №100 ведущим инженером машины был назначен Н.Ф. Шашмурин.
Теперь требовалось в кратчайшие сроки начать серийное производство нового тяжелого танка ИС-85 (или ИС-1).
В конце июля первые образцы танка «Объект 237» были собраны и отправлены на полигон для испытаний. Там отдали предпочтение пушке Д-5Т-85 перед С-31. Однако подготовка производства новой машины затягивалась. Необходимо отметить, что в этот период напряжение во взаимоотношениях между службами главного конструктора завода №100, ЧКЗ и производственно-технологическими подразделениями завода вылилось в открытую конфронтацию. Каждая из них ссылалась на другую в оправдании задержки выпуска новых танков.
В этой связи было решено башню танка ИС с расширенным погоном и пушкой Д-5Т-85 установить на серийный КВ-1С с расширенным погоном и организовать его выпуск под маркой КВ-85 («Объект 239») до начала серийного производства танка ИС-85.
К этому времени были собраны и два опытных образца танка КВ-1С с 85-мм пушкой С-31, установленной в штатной башне («Объект 238»). Ведущим инженером машины был Н.Ф. Шашмурин. Однако этот вариант отвергли.
Вскоре были приняты серьезные организационные меры, приведшие к изменениям в руководстве Наркомтанкопрома, Кировского и Опытного завода №100 при нем. От высшего руководства страны ответственным за танковое производство назначили члена ГКО Л.П. Берию, а Наркомат танковой промышленности вновь возглавил В.А. Малышев, являвшийся одновременно заместителем Председателя Совнаркома СССР.
При личной встрече с автором этих строк Исаак Моисеевич Зальцман, вспоминая те драматические события, связанные с приездом на Кировский завод в Челябинске Берии и отстранением его с поста наркома, произнес: «До сих пор не понимаю, как я тогда жив остался». В итоге бывший нарком И.М. Зальцман вновь стал директором Челябинского Кировского завода. Замнаркома Ж.Я. Котина назначили директором и главным конструктором Опытного завода №100. Главным конструктором ЧКЗ стал Н.Л. Духов. Опытный завод №100 был отделен от ЧКЗ.
С августа 1943 г. Г.Н. Москвин — старший инженер-конструктор Опытного завода №100.
Было очевидным, что для восстановления престижа тяжелого танка недостаточно заменить пушку калибра 76,2 мм на 85-миллиметровую. Со стороны В.Г. Грабина — начальника Центрального артиллерийского КБ — последовало предложение установить более мощную пушку калибра 100 мм. Такую пушку С-34 изготовили в нескольких образцах. При калибре 100 мм заряжание орудия унитарным выстрелом не должно было вызвать проблемы, что также могло положительным образом сказаться на практической скорострельности.
Однако предпочтение отдали варианту танка ИС с орудием калибра 122 мм. Конструкторы артиллерийского завода-изготовителя пушки Д-5Т-85 (главный конструктор — Ф.Ф. Петров) после конструктивной доработки корпусной пушки А-19 обр. 1931 г. приспособили ее к установке в люльку пушки Д-5Т-85. Для того чтобы мощная 122-мм пушка более полно соответствовала требованиям, предъявляемым к танковому орудию, укоротили длину ее ствола, проработали замену поршневого затвора клиновым, снабдили ствол орудия дульным тормозом. Углы вертикальной наводки новой пушки, получившей марку Д-25, несколько снизились по сравнению с Д-5 (от -2°до +21°30' вместо -5°— +25° ). Боекомплект танка уменьшился с 59 до 28 выстрелов. В связи с применением раздельно-гильзового заряжания скорострельность также снизилась. Но состав экипажа остался прежним — четыре человека. Танк получил обозначение ИС-2 (или ИС-122) «Объект 240».
Производство узлов и деталей танков ИС постепенно нарастало. В результате в декабре 1943 г. изготовили 40 танков ИС-85 (ИС-1) и 35 ИС-122 (ИС-2), а всего до конца января 1944 г. собрали 107 ИС-85.
Тяжелый танк ИС-1.
Рис. А. Шепса.