Оглавление

Kravcev290.jpg Kravcev293.jpg
Kravcev294.jpg Kravcev295.jpg

Общий вид танка К-90 после внесения доработок.

В результате доработанный танк К-90 имел следующие характеристики: боевая масса — 10,5 т; экипаж — 3 чел.; вооружение — пушка ЛБ-76Т с прицельной скорострельностью 7—8 выстр./мин и углами обстрела по горизонтали 380° (так в тексте, прим. ВВС), по вертикали — от -5° до + 30°; пулемет СГ-43 (спаренный с пушкой); 15 ручных гранат, ракетница, броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 103 кВт (140 л. с.) дорожный просвет — 400 мм; максимальная скорость: по шоссе — 42 км/ч, на плаву —10 км/ч; боевой запас плавучести — 40%; радиус циркуляции — поворот на месте; среднее удельное давление на грунт — 0,5 кг/см2; максимальный угол входа в воду — 30°, выхода из воды — 20°.

Распоряжением Совета Министров СССР от 10 июня 1950 г. с 5 по 29 июля 1950 г. были проведены сравнительные государственные испытания плавающих танков «Объект 740» и К-90. К сожалению, акты этих испытаний пока недоступны для изучения. В связи с этим в ряде публикаций приводятся порой противоречивая информация о результатах этих испытаний.

Непосредственный участник испытаний П.И. Токичев, ветеран ВОВ, в 1980-1990-х гг. — начальник второго участка (цеха) 542 ОЗИВ, бывший в период испытаний К-90 первым механиком-водителем, рассказывал: «...при прохождении маршей на испытательном полигоне Кубинки и К-90, и «Объект 740» имели различные поломки (в крайне сжатые сроки приходилось менять двигатель, бортовые и т.д.), но в целом К-90 даже опережал соперника. Однако при этом необходимо отметить, что очень эффективными оказались водометы «Объекта 740», дававшие ему преимущества при движении на воде. По имеющейся программе испытаний сложно было выделить лучшую машину. Наверное, по этой причине присутствовавший на испытаниях маршал танковых войск С.И. Богданов ставил множество частных задач, не предусмотренных программой...»

Kravcev291.jpg

Токичев Петр Ильич.

Примерно также описывает события и ведущий конструктор «Объекта 740» Н.Ф. Шашмурин: «Испытания носили беспрецедентно напряженный характер, поскольку обе стороны - ЧКЗ и военные - для подтверждения правильности своей концепции плавающего танка предлагали все новые и новые эксперименты» [2].

Один из дней был посвящен показательным испытаниям в присутствии С.Н. Махонина, С.И. Богданова и командования округом. Наряду с прочим испытания включали прыжок танка в воду с обрывистого берега реки (водоема) высотой 3—4 м. На заводских испытаниях водители «Объекта 740» уже не раз выполняли аналогичные задания и в тот день успешно выполнили испытание. К-90 пришлось выполнять прыжок впервые.

П.И. Токичев продолжает: «...Кравцев решил лично участвовать в испытаниях. Разогнались и прыгнули... Неожиданно в корпус стала быстро поступать вода. Водооткачивающие насосы не успевали откачивать поступающую воду. Танк начал ускоренно погружаться. Я помогал выбраться своему напарнику и получившему ушиб Кравцеву, буквально выталкивая их друг за другом. За это время машина, набрала воду, сильно накренилась на корму и, став почти вертикально, быстро погружалась. Вылезая последним из тонущего танка, я зацепился поясным ремнем за какую-то деталь и вместе с машиной ушел под воду, стал захлебываться и потерял сознание. Чувствуя недоброе, Кравцев нырнул, ухватил меня за шиворот и вытащил из воды. Получилось так, что за короткий промежуток времени мы спасли друг другу жизни. После этого случая Анатолий Федорович и я стали считать себя побратимами... Позднее, когда танк вытащили на берег, оказалось, что на днище не было люка. В ходе преодоления препятствий на каменистых грунтах и пересеченной местности были повреждены крепления люка на днище машины. При ударе о воду люк сорвало».

Kravcev292.jpg

Схема ходовой части танка К-90 с использованием поддерживающих катков.

Оглавление