В различных публикациях указываются недостатки К-90, в основном взятые из воспоминаний создателей танка «Объект 740», а не из актов сравнительных испытаний или технического описания [3]. Вероятно, именно поэтому вместо максимальной скорости движения К-90 42 км/ч иногда приводятся значения 34 км/ч, 34,3 км/ч или даже 32,4 км/ч; вместо максимальной скорости движения К-90 по воде 10 км/ч - 9,6 км/ч; вместо боевого веса 10,5 т — 10 т; вместо углов наводки спаренной установки по вертикали от -5° до +30° — от -4° до +25°, вместо боевой скорострельности пушки 7—8 выстр./мин — 6—7 выстр./мин [3—7] и т.д.
В ряде источников, описывающих сравнительные испытания, повторяется выражение «испытания носили беспрецедентно напряженный характер...» и усиленно разъясняется, что К-90 оказался весьма слабым конкурентом «Объекту 740». Получается, «Объект 740» «беспрецедентно напряженно» соревновался сам с собой?
Для того чтобы читатель мог сравнить обе машины, автор на основе официальных документов сопоставил и представил в табличной форме основные тактико-технические характеристики легких плавающих танков К-90 и «Объекта 740» (ПТ-76)*.
Основные тактико-технические характеристики легких плавающих танков К-90 и «Объект 740» (ПТ-76) |
||
Характеристики |
К-90 |
«Объект 740» |
Боевая масса, т |
10,5 |
14 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
Габаритные размеры с пушкой вперед, мм |
6210x2950x2260 |
7625x3180x2195 |
Дорожный просвет (клиренс), мм |
400 |
370-400 |
Бронирование, мм: |
||
- лоб, борт корпуса |
8-15 |
10-13 |
- корма |
4-6 |
6 |
- башня |
12-15 |
10-20 |
Вооружение |
Нарезная пушка ЛБ-76Т (76,2 мм), спаренный с пушкой пулемет СГ (7,62 мм), ракетница (26 мм) |
Нарезная пушка Д-56Т (76,2 мм), пулемет СГМТ (7,62 мм), (пистолет-пулемет ППШ), ракетница (26 мм) |
Боекомплект, шт.: |
||
- выстрелов 76,2 мм |
40 |
40 |
- патронов 7,62 мм |
1000 |
1000 (+284) |
- ручных гранат Ф-1 |
15 |
15 |
- сигнальные патроны 26 мм |
24 |
24 |
Прицельная(боевая)скорострельность, выстр./мин. |
7-8 |
7 |
Двигатель |
Дизель ЯАЗ-204Б, 2-тактный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 140 л.с. при 2000 об/мин. |
Дизель В-6, 4-тактный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 240 л.с. при 1800 об/мин. |
Удельная мощность, л.с./т |
13,3 (14,3) |
17,1 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,5 |
0,5 |
Максимальная скорость, км/ч: |
||
- по шоссе |
42 |
44 |
- на плаву вперед/назад |
10/5 |
10,3/3-5 |
Запас плавучести, % |
40 |
25 |
Тяга на швартовых, т |
0,99 |
1,12-1,225 |
Запас хода по проселочной дороге и по шоссе / на плаву, км |
150-350/90-100 |
180-260/ 85-100 |
Запас топлива, л |
240 |
260 |
Преодолеваемые препятствия, м: |
||
- высота стенки |
0,7 |
1,1 |
- ширина рва |
2 |
2,8 |
Расход топлива на 100 км пути, л: |
||
- по шоссе, грунтовым проселочным дорогам |
64,2-122 |
90-130 |
- на воде |
298 |
230-270 |
Расход масла на 100 км пути, л: |
||
- по шоссе, грунтовым проселочным дорогам |
1,03 |
6-7 |
- на воде |
? |
15 |
Расход топлива на 1 ч работы двигателя в литрах: |
||
- по шоссе, грунтовым проселочным дорогам |
18,1-20,2 |
28-35 |
- на воде |
19,0 |
? |
Сопоставление характеристик показывает, что комиссии, действительно, не так просто было определить лучшую машину.
Хотелось бы подчеркнуть, что плавающий танк К-90, при одинаковом вооружении и примерно аналогичным показателям бронезащиты с «Объектом 740», был почти на треть легче своего конкурента.
По запасу плавучести К-90 (40%) превосходил «Объект 740» (25%) почти в 2 раза. При этом некоторые авторы почему-то отмечают, что у К-90 был «недостаточный запас плавучести» [9].
Запас хода К-90 по дорогам и грунтам с различными покрытиями превосходил запас хода «Объекта 740».
Можно отметить, что разработка К-90 обошлась на 30—35% дешевле, чем «Объекта 740». Это обеспечивалось следующими факторами:
- использованием отработанных узлов и агрегатов ходовой части тягача М-2 (в отличие от «Объекта 740», где ходовая часть создавалась заново);
- применением двигателя грузового массового автомобиля ЯАЗ-200 (в «Объекте 740» устанавливался существенно более дорогой танковый дизель), а также узлов и агрегатов, освоенных автомобильной промышленностью.
Эксплуатация и ремонт К-90 также обещали обходиться существенно дешевле, что гарантировалось широким использованием в конструкции К-90 уже упомянутых элементов ходовой части арттягача М-2, двигателя автомобиля ЯАЗ-200, узлов и агрегатов автомобилей, а также существенно более низким расходом ГСМ. Необходимо особо подчеркнуть тот факт, что К-90 создавался не именитыми конструкторами на мощном танковом, опытном производстве, с привлечением пяти ведущих научно-исследовательских организаций союзного значения, а только сформированным (1947 г.) конструкторским коллективом в одном из цехов Военно-ремонтного завода №2 ГБТУ. При этом машина, разработанная в ОКБ ИК СА под руководством А.Ф. Кравцева, соответствовала ТТЗ заказчика и в целом выдержала напряженные испытания.
* В связи с отсутствием возможности использовать характеристики «Объекта 740» в таблице приведены данные из руководства по материальной части и эксплуатации плавающего танка ПТ-76 (1954 г.) [8].