Оглавление

Kravcev103.jpg
Загруженный паром на четырех транспортерах К-61 с верхним строением парка ТПП и аппарелью со шпренгельным устройством. Река Десна, р-н г. Остер, сентябрь 1955 г.
Kravcev104.jpg
Kravcev105.jpg

Загруженный паром на двух (вверху) и трех (внизу) транспортерах К-61 с деревянным верхним строением и аппарелями. Река Десна, р-н г. Остер, сентябрь 1955 г.

А.Ф. Кравцев активно участвовал в испытаниях и показах, на практике демонстрируя возможности своих машин. Примечателен факт, описываемый профессором, лауреатом Ленинской премии Юрием Николаевичем Глазуновым:

«Как-то участвовали мы с ним в войсковых испытаниях новых машин Инженерных войск. Стоим с высоким начальством на высоком берегу Днестра. Далеко внизу подплывает к берегу первенец Кравцева в инженерных войсках — гусеничный плавающий транспортер К-61...

Все испытания по программе машина прошла успешно, а вот начальству что-то не очень нравится.

- Слабовата она, - говорит командующий войсками Одесского военного округа, генерал-полковник Пухов, - не то, что танк...

- Как это так слабовата, товарищ генерал-полковник? Конечно она не танк, но кое-что может.

- Что же, например?

- Хотите, она въедет на этот берег?

Прямо с пушкой?!

На транспортере грозно возвышалась 100-миллиметровая противотанковая пушка...

- Конечно, с ней! Не сгружать же ее.

- Ну что ж, спорим на ящик шампанского, что ваша машина с пушкой не въедет к нам сюда, по прямой вверх, - шутливо предложил генерал-подполковник.

- Спорим, - коротко ответил Кравцев.

- Товарищ полковник, - говорю я ему, - вы бы хоть согласились въехать зигзагами, как обычно в горах это делается.

Кравцев только рукой махнул, легко, по-спортивному сбежал вниз, сам сел на место механика-водителя и двинул машину в лоб на откос.

Все, да и я тоже, думали, что Анатолий Федорович проиграет, потому, что в то время на этой машине стоял совсем слабенький, по теперешним временам, мотор, или, как его иногда фамильярно называют, «движок».

А берег был настолько крут, что сверху казался почти отвесным. Как говорится, глаза просто отказывались верить в то чудо, что мы видели. Но машина не опрокидывалась назад, медленно и неуклонно двигалась вверх. И вдруг, на пути возникла бровка. Так себе, обычный уступ. Но ведь все идет на пределе...

Сначала машина слегка «клюнула» на нос, а потом, естественно задрала нос вверх, - не то капризно, не то лукаво. Слегка закачалась. Пушка и так стояла высоко, а тут еще ствол ее прямо-таки уперся в небо. Что твоя зенитка! В какой-то момент она перевесила, и транспортер стал заваливаться на корму...

Прибавь Кравцев «газу» и машина неизбежно завалилась бы «на спину» и кувырком загремела бы в реку — так крут был откос. Но не таков Кравцев. Его мастерство водителя танков было отмечено не просто гордым знаком с буквой «М», а и подлинным талантом «от бога». Он, напротив, сбросил газ. Машина дернулась назад, вниз, клюнула носом и вот, в это-то мгновенье, водитель плавно прибавил скорость...

Человек перехитрил машину и гравитацию, использовав в нужный, еле уловимый момент, силу инерции, и спор был выигран. К-61, или, как ее зовут в войсках, «Кашка», уверенно въехала на огромный крутющий откос и гордо развернулась на вершине. Шампанское, конечно, шутка. Винограда ели много, а вино на испытаниях не пили...»

Далее Юрий Николаевич вспоминает: «...Характерен для полковника Кравцева, как мыслящего практика, и такой эпизод. Шел предварительный показ его знаменитой «Кашки». Главный конструктор одного из видов военных гусеничных машин И.А. Астров, посмотрев на машину, категорически заявил, — гусеницы будут слетать на поворотах: их длина слишком велика по отношению к ширине колеи. - Сел за рычаги. Разогнал машину. Резко затормозил с одновременным крутым разворотом. Гусеница действительно слетела...

Кравцев спокойно говорит, - этот фокус нам знаком. Как, по-вашему, у танка правильное соотношение длины опирания гусеницы и ширины колеи?

- Конечно, правильное, - отвечает Астров.

-  Тогда смотрите, — сказал Кравцев и сел за управление танком. Разогнался. Резко затормозил с разворотом. Гусеница танка слетела.

- Просто надо уметь управлять машиной, - тихо, как бы про себя, заметил Анатолий Федорович, вылезая из танка.

Гусеницы на К-61 к тому времени уже надели. Он снова занял место водителя. Разогнался. Резко затормозил с крутым разворотом и... гусеница осталась на месте. Потом еще несколько раз проделал тот же маневр то влево, то вправо. И гусеница ни разу не слетела.

Машина, как говорится, «пошла»... Как важно новатору все уметь делать самому, при том отлично делать!» [17,18]

Kravcev106.jpg

Ю.Н. Глазунов - д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Ленинской Премии, академик энергоинформационных наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, полковник в отставке. 1989 г.

Оглавление