Оглавление

Kravcev099.jpg

Самоходный десантный танконосец К-71 (на базе транспортера К-61) в транспортном положении.

Kravcev101.jpg

Танконосец К-71 с частично раскрытыми лодками. 1948—1949 гг.

После завершения заводских испытаний транспортер по приказу начальника Инженерных войск передали на полигонные испытания, которые проводились с июля по август 1948 г. в Подмосковье на Пироговском водохранилище и на реке Днестр. Изучалась возможность переправы различных артсистем (до корпусных орудий включительно) и тягачей.

При пятитонной загрузке К-61 выявилось, что высота бортов корпуса недостаточная: при выходе на крутой берег от уреза воды оставалось всего 100 мм и при скатывании транспортера назад или даже при небольшой волне возникала опасность его затопления. При подходе к берегу сказывалось даже небольшое течение: машина накренялась, высота надводного борта уменьшалась до 50 мм. Съезжая с крутого берега, особенно при полной загрузке (5 т и 3 т), машина в первый момент зарывалась в воду до середины ветрового стекла. Потребовалось оборудовать транспортер съемными фальшбортами высотой 250 мм.

На очередном образце транспортера для увеличения водоизмещения расширили корпус до 3,15 м и максимально удлинили носовую часть. Откидной борт также был переделан и обеспечил увеличение водоизмещения на 2,1 м3. Повысили борт над надкрылком с 0,75 до 0,95 м и в кормовой части — до 1,05 м. Это позволило увеличить водоизмещение транспортера на 36%. Общая длина его в этом варианте составляла 9,16 м. После завершения полигонных испытаний Государственная комиссия в своем заключении отметила: «Рекомендовать разработанный ОКБ Инженерного комитета Сухопутных войск образец гусеничного плавающего транспортера К-61 для скорейшего проведения войсковых испытаний после устранения дефектов, отмеченных в дефектной ведомости».

Войсковые испытания К-61 проводились комиссией под председательством командующего войсками Одесского военного округа генерал-полковника Н.П. Пухова по приказу Главнокомандующего Сухопутных войск №005 от 08.09.1948 г.

Работа силовой установки в основном не вызывала нареканий. Идея охлаждения двигателя через решетки в грузовой платформе оказалась верной. Чтобы двигатель не переохлаждался при низких температурах, ввели шторку на радиаторе, а также створку, регулирующую расход воды через теплообменник.

В то же время движение К-61 сопровождалось высоким уровнем шума, так как глушитель в системе выхлопа изначально не предусматривался. Внедрили глушитель, а выхлопной коллектор вывели под откидной борт. Расположение выхлопного патрубка под надкрылком в средней части корпуса признали неудачным: при боковом ветре газы выхлопа попадали в кузов, а при движении на воде они создавали большое количество брызг, которые ветром задувало в кабину экипажа.

При движении машины постоянно ощущались сильные удары балансиров о буфера упоров, что приводило к деформации стенок балок рамы. Стопоры балансиров, заимствованные с артиллерийского тягача М-2, потребовали существенного усиления, что фактически привело к разработке буфера новой конструкции.

Kravcev100.jpg Kravcev102.jpg
Войсковой вариант «обстройки гусеничного плавающего транспортера К-61» (фактически — вариант паромно-мостовой машины), обеспечивавший сборку паромов и мостов под грузы массой до 16 т. Стыковка двух машин войскового варианта «обстройки гусеничного плавающего транспортера К-61». ГСВГ, 1963 г.

Оглавление