Продольный разрез гусеничного плавающего транспортера К-61.
Долгое время после завершения деятельности Кравцева на должности начальника КБ накопленный потенциал продолжал реализовываться и развиваться созданным им коллективом. По различным оценкам, в ОКБ разработали, изготовили и испытали совместно с НИИИ СВ более 2000 изделий [10], значительная часть из которых была принята на вооружение. В научных фондах ОКБ был создан огромный задел документации на экспериментальные и опытные образцы СИВ (впоследствии передан НИИИ СВ), а также испытательные стенды, макеты, тренажеры и прочее оборудование. Полученные результаты представляют огромную научно-практическую ценность для настоящих и будущих разработок.
Стоит подчеркнуть, что выполняемые в 1940—1980 гг. научно-исследовательские работы по созданию СИВ в подавляющем большинстве заканчивались созданием экспериментального образца (макетного или опытного образца), прошедшего цикл испытаний. Затем полноценный образец с конструкторской документацией передавался на предприятия промышленности с требованием — «можете сделать лучше, хуже делать нельзя». При этом не всегда удавалось создавать «шедевры», но в целом этот принцип успешно работал.
Однако в настоящее время, как ни парадоксально, из-за так называемой «экономии средств» большинство НИР заканчивается лишь тактико-техническим заданием на ОКР. Считается, что эскизный, технический и рабочий проекты (а иногда и технические предложения) на образец будут сделаны предприятиями промышленности. Вместе с тем, промышленность всегда, помимо качества выполняемых работ, связанных с созданием нового средства, преследует также и свои корпоративные интересы, которые зачастую преобладают над всем остальным. Так, например, при невозможности изготовления отдельных узлов и элементов изделия на предприятии-головном исполнителе промышленность крайне неохотно привлекает соисполнителей. Но при отсутствии соответствующих технологий, станков и специалистов головному исполнителю приходится идти на «упрощение», «замену», «загрубление» и т.д., в связи с чем изделие зачастую теряет первоначально задуманное качество (эффективность). Известна горькая истина, что плохим исполнением можно надолго дискредитировать любую высокоэффективную идею.
Одновременно опыт создания СИВ показывает, что даже первичная конструкторская проработка технических решений, предлагаемых в ходе выполнения НИР, в большой степени «отсеивает» решения, на первый взгляд простые в реализации и обещающие высокую эффективность. Практика подтверждает: разработка высокоэффективных и вместе с тем простых в управлении и эксплуатации СИВ требует комплексных и глубоких конструкторских исследований.
Гусеничный плавающий транспортер К-61.
Вид сверху с кормы на грузовое отделение К-61. На правом краю носовой палубы — А.Ф. Кравцев. Река Днепр, 1952 г. |
Движение транспортера К-61 на воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов, размещенных в индивидуальных туннелях. |