Оглавление

Kravcev079.jpg

В годы Великой Отечественной войны, во время работы над фортификационными сооружениями и конструкциями, Анатолия Федоровича Кравцева не оставляло желание вернуться к проблеме создания переправочно-десантных средств. Он отлично понимал, что войска должны максимально быстро, с ходу, преодолевать водные преграды и труднопроходимые участки. Но таких средств отечественного производства в нашей армии не было. Поставлявшиеся по ленд-лизу американские амфибии GMC DUKW-353 имели недостаточную грузоподъемность (2,25 т), а загрузка (и разгрузка) на них техники была весьма проблематичной. Зачастую очень сложным для такой машины являлся выход из воды на берег. С 1944 г. Кравцев приступил к определению рациональной компоновки перспективного плавающего транспортера, предназначенного для переправы личного состава и войсковых грузов [1—8].

Базой для новой машины Кравцев выбрал гусеничный артиллерийский тягач М-2, серийно выпускавшийся на Мытищинском заводе №40 и проверенный в эксплуатации. Привлекала возможность использовать уже отработанные основные агрегаты (двигатель, коробку передач, узлы ходовой части) в конструкции перспективного плавающего транспортера.

В ходе расчетно-аналитических исследований Кравцев рассмотрел шесть различных компоновочных решений машины. В результате было определено, что для переправы через водные преграды тяжелых артсистем и автомобилей типа «Студебекер» (ЗИС-151) грузовая платформа транспортера должна быть длиной не менее 7 м при ширине 3,15 м, т.е. составлять 90% от его длины. Это привело к появлению очередного, седьмого, варианта компоновки транспортера со следующими параметрами: общая длина — 7,85 м, ширина колеи — 2,3 м, размеры грузовой платформы — 5,55x2,6 м. МТО находилось в центре машины под грузовой платформой, гусеницы приводились в движение зубчатыми колесами, расположенными в носовой части, два гребных винта и рули были размещены в тоннелях, в кормовой части. Привод винтов и гусениц осуществлялся карданными валами, проходящими под настилом грузовой платформы. Экипаж находился в передней части транспортера. Такое компоновочное решение ранее нигде не использовалось. Все дальнейшие проработки велись Кравцевым именно в этом направлении [9].

В 1947 г. подполковник Кравцев представил техническое решение нового самоходного десантно-переправочного средства руководству Сухопутных войск и получил одобрение. Затем его предложение было доложено министру Вооруженных Сил СССР и также получило положительную оценку. В приказе МВС СССР №093 от 09.12.1947 г., подписанном заместителем МВС СССР маршалом A.M. Василевским, отмечалось: «...В целях быстрой отработки гусеничных амфибий, предназначенных для переправы артиллерии и танков при форсировании рек, приказываю:

1. Создать в составе ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева КБ инженерно-танковой техники1 в составе 12 офицеров для обеспечения срочной отработки опытного образца гусеничной амфибии и проектирования других образцов...»

В 1948 г. приказом командующего СВ №1а от 06.01.1948 г. А.Ф. Кравцев был назначен начальником ОКБ ИК СВ, а с 1951 г. стал главным конструктором переименованного Особого конструкторского бюро Инженерных войск Советской Армии — ОКБ ИВ СА (далее по тексту - ОКБ)2.

Сам факт организации опытного КБ, возглавляемого энергичным, инициативным, высокообразованным инженером, волевым изобретателем, стал значительным событием в деле создания высокоэффективных средств инженерного вооружения Советской Армии. Кравцев отлично понимал серьезные проблемы, возникавшие при ведении боевых действий в современной войне, и предлагал свои, оригинальные, машины и устройства, обеспечивавшие их решение.

Хотелось бы отметить, что наибольший вклад в сохранение и систематизацию опыта, накопленного ОКБ, внес Н.Л. Константинов, с 1962 по 1987 гг. служивший на должностях инженера, руководителя группы, главного конструктора проекта, заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника ОКБ НИИИ им. Д.М. Карбышева. Во многом благодаря «Тетради Константинова» (как называли рукописный справочник по ОКБ) сохранилась история создания в ОКБ средств инженерного вооружения. В настоящее время благодаря глубокому пониманию проблемы систематизации и рационального использования (каталогизации) фондов научно-конструкторской документации руководством НИИЦ СИВ ФБУ «З ЦНИИ Минобороны России» проводится большая научно-архивная работа.

Kravcev080.jpg Kravcev082.jpg

Инженер-полковник А.Ф. Кравцев — начальник ОКБ ИК СВ. 1948 г.

Подполковник Н.Л. Константинов — заместитель начальника ОКБ НИИИ им. Д.М. Карбышева. 1982 г.

Коллектив ОКБ, возглавляемый А.Ф. Кравцевым, выполнил большое количество комплексных работ (разработка документации, изготовление макетных и опытных образцов, испытание, доводка и принятие на вооружение), как начатых ранее, так и открытых вновь, по его инициативе (см. перечень работ далее).

Kravcev081.jpg

Первый опытный образец гусеничного плавающего транспортера К-61. Впоследствии высота борта корпуса была увеличена, а конструкция заднего откидного борта переработана.


1 В качестве производственной базы был определен 2-й танкоремонтный завод ГБТУ (ВРЗ №2 ГБТУ, г. Москва, ул. Красносельская). КБ располагалось в здании Военно-инженерной академии (г. Москва, Покровский бульвар д. 11) в помещении музея.

2 ОКБ ИК СВ - Особое конструкторское бюро при Инженерном комитете Сухопутных войск. По имеющимся документам, в различные периоды своего существования имело следующие наименования:
- Конструкторское бюро инженерно-танковой техники в составе ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева (г. Москва);
-  Особое конструкторское бюро инженерно-танковой техники при Инженерном комитете Советской Армии (ОКБ инженерно-танковой техники при ИК СА, г. Москва);
- Особое конструкторское бюро при Инженерном комитете Сухопутных войск (ОКБ ИК СВ, г. Москва);
- Особое конструкторское бюро Инженерных войск Советской Армии (ОКБ ИВ СА), войсковая часть 71495 (г. Москва);
- Опытно-конструкторское бюро Инженерных войск Советской Армии (ОКБ ИВ СА,
г. Москва, п. Нахабино).

Опытно-конструкторское бюро НИИИ им. Д.М. Карбышева, войсковая часть 12093-Д (ОКБ НИИИ им. Д.М. Карбышева, п. Нахабино).

Оглавление