Оглавление

В скором времени уже начальник Главного инженерного управления комбриг А.Ф. Хренов лично докладывал С.К. Тимошенко об успешных испытаниях танков-подрывников, который также приказал изготовить более мощные образцы машин для разрушения самых современных инженерных сооружений.

С 26 по 29 августа 1940 г. группа «Подрывник» прошла испытания на НИБТ полигоне (Кубинка) [8,9]. В выводах комиссии по результатам испытаний отмечалось, что «при телеуправлении по радио на расстоянии между телетанком и танком управления 400—500 м, можно точно навести на цель, при условии хорошей видимости цели, из танка управления...»

По результатам испытаний было принято решение разработать способ доставки зарядов ВВ к объекту подрыва с установкой их на серийных танках. Заряды ВВ массой от 0,1 до 0,5 т предполагалось размещать в специальных металлических контейнерах.

Таким образом, создание специальных, дистанционно управляемых машин-подрывников фактически превращалось в разработку специального комплекта оборудования для использования на серийных танках*.

Предусматривалось изготовить в 1940 г. опытную партию танков, состоявшую из шести групп (всего 12 машин), для проведения войсковых испытаний, но до начала Великой Отечественной войны это не было выполнено [8,9].

Однако применение специальных сухопутных торпед все же имело продолжение в годы Великой Отечественной войны. У Кравцева появился последователь — военный инженер 3 ранга А.П. Казанцев, широко известный писатель-фантаст, призванный в первые дни войны. По имеющейся информации, сухопутные торпеды Казанцева (разработанные с участием А.Г. Иосифьяна) изготавливались в двух вариантах**. Аппаратура дистанционного управления для них была создана в Москве на заводе №627 Наркомата электротехнической промышленности. Уже в сентябре 1941 г. завод №627 и НИИ, при котором было организовано производство, получили задание на выпуск (в течении месяца) первой партии из 30 машин. Их планировалось использовать в уличных боях за Москву.

Kravcev045.jpg

Комбриг А.Ф. Хренов, инженер-подполковник А.Ф. Кравцев и инженер-майор А.Ф. Кузнецов в период испытаний группы «Подрывник» на Карельском перешейке в марте 1940 г.

В ходе боевых действий на Крымском полуострове заместитель командующего Севастопольского оборонительного района по инженерному оборудованию — начальник инженерных войск комбриг А.Ф. Хренов заказал в наркомате партию электротанкеток Казанцева ЭТ-1-627. Из доставленной партии шесть штук остались в Севастополе, а остальные были направлены в Симферополь (Это происходит осенью 41-го, еще до прорыва немцев в Крым, прим. ВВС).  Рано утром 27 февраля 1942 г. три пары танкеток в целом успешно были использованы для уничтожения долговременных огневых сооружений немецко-фашистских войск, осаждавших Севастополь [10]. Кроме того, в ходе боев электротанкетками было уничтожено несколько немецких танков. Затем ЭТ-1-627 применили на Волховском фронте в ходе прорыва блокады Ленинграда. На их шасси также выпускали самоходные макеты танков для подготовки противотанкистов [11].

Следует заметить, что почти одновременно с Кравцевым работы по сухопутным торпедам велись и в Германии, через три года к их созданию приступили в Великобритании, а в США данные боевые средства в период Второй мировой войны вообще отсутствовали.

Несмотря на факты успешных действий сухопутных торпед (а фактически — дистанционно-управляемых машин), все же использование этих машин не было массовым. В целом, их дальнейшему развитию препятствовали:
- сложность точного наведения на цель сухопутной торпеды в условиях лесистой, сильно пересеченной и болотистой местности;
- необходимость управления машиной с расстояния не более 400—500 м при условии ее хорошей видимости;
- зависимость успешного выполнения задачи от условий видимости целей (ночь, туман, задымление, снегопад и т.п.);
значительные габариты сухопутной торпеды (габариты Т-26 без башни или I танкетки), делавшие ее заметной целью;
- пониженная маневренность машин группы «Подрывник», значительно уступающая маневренности серийных танков Т-26;
- недостаточный уровень защищенности сухопутной торпеды и уязвимость используемого в ней движителя;
- проблематичность установки на изделие артиллерийского вооружения, что потребовало бы применения автомата заряжания;
- несовершенство применяемых в трансмиссиях танков и танкеток простых механических коробок передач (без синхронизаторов и бортовых фрикционов сухого трения, не допускавших длительных пробуксовок);
- отсутствие приборов дистанционного наблюдения на торпеде для ориентирования оператора командной машины в пути следования, требовавшее предварительной разведки трассы движения;
- недостаточная подготовка личного состава, отсутствие отработанной в боевых условиях тактики и приемов применения.

И все же, с 1980-х гг. в силовых ведомствах различных стран широко используются «потомки» многофункциональных сухопутных торпед - дистанционно-управляемые гусеничные роботы с приспособлениями, выполняющими широкий спектр задач. Данные средства обеспечивают в зонах, особенно опасных для жизни человека, установку накладных зарядов на фугасы и на взрывоопасные предметы, обнаружение и расстрел мин, при преодолении заграждений. То есть, с появлением новых технологий данное направление, когда-то впервые реализованное А.Ф. Кравцевым, получило новое бурное развитие, но по воле обстоятельств, в основном, уже не в нашей стране.

Литература и источники

1.  Павлов М.В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. Рукопись, 2007.

2. Устройство и боевое применение машины для разрушения долговременных огневых сооружений. - 1938.

3.  Биографические воспоминания А.Ф. Кравцева: Рукопись. Из архива Кравцевой В А. -5 с.

4. Заявление Кравцева Анатолия Федоровича Городскому военкому г. Москвы. 25.12.85 г.: Рукопись. Из архива Кравцевой В.А. -6 с.

5. Машина-подрывник. №4264,28 декабря 1939 г.

6. Машина для разрушения долговременных огневых сооружений. - 1941.

7. Машина-подрывник. 1941.

8. Коломиец М., Свирин М. Т-26: Машины на его базе // Фронтовая иллюстрация. -2003, №4.

9.  Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.Г., Желтов И.В. Отечественные бронированные машины ХХ век. Т.1: Отечественные бронированные машины 1905-1941 гг. - М.: Эксперимент, 2002.

10.  Хренов А.Ф. Мосты к победе. - М.: Воениздат, 1982.

11. Казанцев А. Я — партизан от науки и фантастики // Красная Звезда. - 1995, 6 мая.


* Следует заметить, что в ходе Советско-финской войны (на Карельском перешейке) уже имел место неудачный опыт использования серийных танков в качестве брандеров. Серийные танки в сравнении с сухопутными торпедами Кравцева имели значительные габариты и недостаточное бронирование. 10 февраля 1940 г. 217-й отдельный танковый батальон, оснащенный телеуправляемыми танками, получил приказ начальника Автобронетанковых войск 7-й армии о подготовке трех телетанков для подрыва ДОТа в районе Хоттинен. Танки были начинены взрывчаткой, командиры телемеханических групп провели разведку боевых курсов. После этого один телетанк направили к ДОТу №35, не доходя до которого он был подбит и взорвался. После этого два других телетанка вернули на исходные позиции и разрядили [8].

** По доступной информации, в первом варианте сухопутная торпеда собиралась на деревянной раме, ходовая часть включала элементы малого трактора, гусеницы изготавливались с использованием резиново-тканевой основы, на которой были закреплены деревянные траки-грунтозацепы. В качестве силовой установки использовался асинхронный электродвигатель с приводом на задние ведущие колеса. Данное изделие получило наименование «электротанкетка ЭТ-1-627». Второй вариант представлял собой изделие, изготовленное на основе устаревшей серийной танкетки Т-27. Максимальная скорость движения машин составляла 42 км/ч. Вооружение, часть топлива и расчет заменял заряд ВВ.

По обоим вариантам предусматривалось, что подача сигналов управления должна осуществляться по трем объединенным проводам длиной 600 м со специально оборудованного легкого танка или специального пункта управления.

Оглавление