В конструкции моста отсутствуют специальные приспособления, обеспечивающие проезд по нему машин в ночных условиях без включения фар.
Конструкция деревянного пролетного строения, представленного на полигонные испытания, является неудовлетворительной вследствие:
- необходимости строительства 2-х рядных опор при многопролетных мостах;
- ограниченной грузоподъемности (только для средних танков).
Кроме того, совершенно не проработаны вопросы транспортировки строения на транспортной машине, а также его погрузки и разгрузки у места строительства моста.
За время испытаний все узлы и механизмы мостоукладчика обеспечивали наводку (и взятие) пролетного строения на препятствия».
В то же время комиссия отметила сложность управления К-95, характеризовавшегося большим количеством отдельных операций. Так, для укладки пролетного строения водитель должен был осуществить не менее 59 переключений рычагов и педалей, а остальные два члена расчета - минимум 22 операции. В итоге освоение образца в войсках могло вызвать затруднения.
По мнению комиссии, для устранения выявленных недостатков следовало внести в конструкцию К-95 целый ряд изменений:
- уменьшить ширину межколейного расстояния в металлическом пролетном строении до 800-850 мм;
- установить на колеях металлического пролетного строения колесоотбои;
- улучшить сцепные качества колесного настила металлического пролетного строения;
- устранить возможность самопроизвольного западания шаровых захватов поперечной балки в гнезда настила колей;
- обеспечить возможность стаскивания с препятствия металлического пролетного строения тросами;
- исключить вероятность сдвига колей по опорной трубе рычагов при наводке и взятии на кренах;
- обеспечить отсутствие задержек при сдвижении и раздвижении колей;
- сократить количество операций включения и выключения механизмов водителем при наводке и взятии пролетного строения;
- разработать конструкцию деревянного пролетного строения для нагрузок в 12 и 50 т, обеспечив возможность установки его на однорядные опоры и транспортабельность;
- исключить способ взятия пролетного строения с препятствия путем предварительного подъема развернутых колей с последующим складыванием».
Тем не менее, заключение комиссии не может не вызвать недоумения:
«1. Опытный образец на базе автомобиля ЗИС-151 - ВКМ соответствует проекту ТТТ за исключением следующих требований:
а) общий вес машины превышен на 550 кг;
б) пропуск некоторых типов автомашин и артсистем по пролетному строению затруднен, а в некоторых случаях невозможен;
в) проезд по мосту в ночных условиях возможен только при включенных фарах.
2. За время испытаний все узлы и механизмы работали достаточно надежно.
Конструкция может быть улучшена путем реализации предложений, указанных в разделе отчета.
3. Комиссия считает, что мостоукладчик на базе автомобиля, являясь специализированной машиной, обеспечивающей наводку табельной металлической фермы на препятствия шириной только до 6 м, не может обеспечить требующуюся механизацию работ по устройству мостов различных пролетов при прокладке колонных путей.
Применение данной машины для установки деревянных ферм также нецелесообразно.
Таким образом, мостоукладчик ВКМ не может быть рационально использован в войсках.
Для получения соображений из войск о возможности использования мостоукладчик ВКМ, а также с целью получения требований войск к подобного рода машинам, считать возможным имеющийся образец без каких-либо конструктивных переделок, после текущего ремонта направить в тот военный округ, где при проведении учений будут организовываться и действовать отряды обеспечения движения.
4. В связи с изложенным в пункте «3» дальнейшую доводку образца считать нецелесообразной»2.
Тактико-технические характеристики доработанного мостоукладчика ВКМ К-95, полученные в результате полигонных испытаний 1953 г.
Базовая машина (шасси) |
Доработанный автомобиль ЗИС-151 с лебедкой |
Тип пролетного строения |
Раздвижной раскладной колейный |
Ширина перекрываемых препятствий (рвы, воронки), м: |
|
- металлическим пролетным строением |
до 6,5 |
- деревянным пролетным строением |
до 4,4 |
Высота перекрываемых препятствий (эскарпы), м |
До 2 (ограничена только сцеплением с проезжей частью) |
Время установки металлического пролетного строения мин |
8-14 (6-16)* |
Время снятия металлического пролетного строения с препятствия и укладки на машину, мин |
15-20 (7-27)* |
Время установки деревянного пролетного строения, мин |
4,28-17* |
Время снятия деревянного пролетного строения с препятствия и укладки на машину, мин |
6,88-10* |
Установка пролетного строения возможна: |
|
- на подъеме |
До 9° |
- на спуске |
До 9° |
- при крене |
До 6° |
Габаритные размеры мостоукладчика, мм: |
|
а) с металлическим пролетным строением: | |
- длина | 7885 |
- ширина |
2423 |
- высота |
2505 |
б) с деревянным пролетным строением: |
|
- длина |
7885 |
- ширина |
3500 |
- высота |
2690 |
Расчет мостоукладчика, чел. |
3 |
Габаритные размеры пролетного строения в рабочем положении, мм: |
|
в) металлическое пролетное строение: |
|
- длина |
7200 |
- ширина |
3200 |
- высота |
670 (по шарнирам) |
- ширина колеи |
1100 |
- расстояние между колеями |
1000 |
г) деревянное пролетное строение: |
|
- длина |
5000 |
- ширина |
3500 |
- высота |
500 |
- расстояние между колеями |
1100 |
- ширина колеи |
1200 |
Грузоподъемность металлического пролетного строения (моста) т |
50 |
Грузоподъемность деревянного пролетного строения (моста), т |
36 |
Скорость движения по мосту, км/ч: |
|
- гусеничных машин |
2,16-5,184 |
- колесных машин с широкой колеей |
2,16-5,184 |
Вес металлического пролетного строения, кг |
2650 |
Вес мостоукладчика, кг: |
|
- с металлическим пролетным строением |
9550 |
- без пролетного строения |
6900 |
Устройства, облегчающие ориентирование |
Черно-белые поворотные вехи, устанавливаемые вручную |
Угол въезда мостоукладчика |
35,32° |
Угол съезда |
30,26° |
Количество пропусков танков, обеспечиваемое прочностью проезжей части |
свыше 250 |
Перекос колей моста в вертикальной плоскости, мм |
до 470 |
Максимальная транспортная скорость км/ч |
57,6 |
Максимальный угол подъема |
28° |
Максимальный угол крена |
20° |
Минимальный радиус поворота, м |
0,77 |
* - Время на подъезд к препятствию не учитывалось. |
2 Здесь и далее приведены цитаты из Отчета о полигонных испытаниях мостоукладчика на базе автомобиля ЗИС-151- «ВКМ». - НИИИ СВ, 1953. - 74 с.