Оглавление

KolBrLay025.jpg

Мостоукладчик К-95

После полигонных испытаний опытного образца возимого колейного моста ВКМ на базе автомобиля ЗИС-151 в 1951 г. его назначение скорректировали. Теперь он должен был производить укладку колейных пролетных строений (мостов) на различного рода препятствия (рвы, овраги, эскарпы, контрэскарпы, реки, заболоченные участки местности, на проемы разрушенных деревянных мостов и т.п.), образуя при этом однопролетный или многопролетный мост для пропуска по нему танков, САУ и других гусеничных и колесных машин.

В ОКБ ИВ СА под руководством начальника и главного конструктора инженер-полковника А.Ф. Кравцева конструкция мостоукладчика ВКМ подверглась кардинальным изменениям. Рабочая документация на машину, получившую наименование «Мостоукладчик К-95», была готова в середине мая 1952 г. Тогда же ее передали на Опытный завод Инженерного вооружения (ОЗИВ) СА для изготовления экспериментального образца. В последующем (вероятно, в связи с отстранением в 1953 г. и в дальнейшем снятием с должности А.Ф. Кравцева) экспериментальный образец машины получил сначала наименование «Мостоукладчик ВКМ (К-95) на базе автомобиля ЗИС-151», а потом и вовсе — «Мостоукладчик на базе автомобиля ЗИС-151 - ВКМ»2.

Похожим образом исчезла буква «К» и в названиях целого ряда образцов, составивших основу средств инженерного вооружения Советской Армии 1960—1970-х гг.: например, гусеничного самоходного парома К-71 (принят на вооружение под индексом ГСП) и мостоукладчика К-67 (в серийном производстве - МТУ).

По воспоминаниям ветерана ОКБ ИВ СА Ю.Г. Лукьянова, в 1953 г. было назначено проведение партийного бюро, на котором намеревались указать на излишний эгоцентризм и зазнайство А.Ф. Кравцева. Готовились основания для снятия его с должности. Главного конструктора спросили, что означает буква «К» в индексах изделий ОКБ ИВ СА. Его, фактически сформировавшего это ОКБ и являвшегося автором-инициатором многих принципиально новых образцов техники, руководившего их разработкой, испытаниями и внедрением, поставили в положение оправдывающегося. Непонятно, почему, по мнению членов комиссии, он не мог называть свои машины индексом, содержащим первую букву его фамилии? Ведь это практиковалось у многих советских (и иностранных) КБ. Создавая новую технику, каждый такой главный конструктор относился к каждому изделию как к собственному детищу и вкладывал в него все свои знания и силы.

В результате в 1953 г. начальником ОКБ стал другой офицер (по иронии судьбы, с очень похожей фамилией) — подполковник В.И. Карцев.

Краткое техническое описание машины

Мостоукладчик К-95 представлял собой специальную машину, выполненную на базе грузового автомобиля ЗИС-151 и оснащенную специальными агрегатами и табельным металлическим пролетным строением — мостом. С ЗИС-151 демонтировали грузовую платформу, кронштейн заднего фонаря и задние буферы рамы, лонжероны рамы в передней части и над тележками задних мостов усилили накладками, а также доработали лебедку. В остальном базовая конструкция автомобиля осталась без изменений.

Металлическое (табельное) пролетное строение мостоукладчика К-95 состояло из двух балок-колей сварной конструкции, связанных между собой четырьмя диагональными тросами с винтовыми стяжными муфтами, поперечной тросовой связью и распорной телескопической штангой, фиксирующей при помощи замков рабочую ширину пролетного строения.

Балка-колея включала две секции (полуколеи), шарнирно соединенные между собой (по передним окончаниям) в нижней части. В верхней части передних окончаний секций размещались упорные узлы, взаимодействующие друг с другом в рабочем положении. Каждая секция оканчивалась опорной пятой с грунтозацепами и опорным узлом, которым балка-колея опиралась на опорную трубу рычагов при установке пролетного строения на препятствие. Сверху на каждой секции размещался настил из листовой стали с гнездами, в которые вставлялись торцевые деревянные шашки, увеличивающие силу сцепления между проезжей частью пролетного строения и движителями машин, а также предохраняющие настил от повреждений.

KolBrLay026.jpg KolBrLay027.jpg

Мостоукладчик К-95 в транспортном положении. Испытания на ОЗИВ СА, 1952 г.


1 Далее по тексту используется наименование «Мостоукладчик К-95».

Оглавление