Оглавление

Пробеги производились по булыжному шоссе, грунтовой и проселочной дороге с глубокими колеями (глубиной до 35—40 см) преимущественно с грязью и водой. Определение максимального угла подъема производилось на коротких подъемах длиной 6—8 м. Общая протяженность пробега по различным дорогам (грунтовым, булыжным и проселочным) равнялась 116,1 км.

Программой полигонных испытаний было предусмотрено 40 наводок и взятий моста на различных преградах, а также пробег в различных дорожных условиях общей протяженностью 800 км.

Однако лонжероны автомобиля в процессе испытаний погнулись, и для дальнейшей эксплуатации образца требовался существенный ремонт. В то же время выполненный объем испытаний уже позволял выявить основные недостатки образца и направление дальнейшей работы по созданию мостоукладчика на базе автомобиля, комиссия решила прекратить испытания.

В выводах комиссии отмечалось:

«1. Возимый колейный мост ВКМ (мостоукладчик на шасси ЗИС-151), разработанный ОКБ ИВ СА и изготовленный ОЗИВ СА, полигонных испытаний не выдержал.

Основными недостатками его являются:

а)  принятая кинематическая схема и конструктивное решение не обеспечивают надежной работы по укладке моста и взятию его с препятствия;

б)   основные трудоемкие операции по укладке моста на препятствие и взятию его обратно не механизированы;

в)  большой вес мостовой фермы и оборудования, что привело к перегрузке базы,

2. Основные требования тактико-технического задания при проектировании и изготовлении не выполнены:

а)  время на укладку моста на препятствие выдержано при расчете в 4 человека, а не при расчете в 3 человека;

б)  габаритные размеры в походном положении превышают установленные:

в) вес конструкции моста и оборудования превышает установленный на 1 тонну».

KolBrLay023.jpg KolBrLay024.jpg

Мостоукладочная машина после установки моста.

Автомобильная лебедка.

При этом необходимо отметить, что длина созданного моста составляла 9 м, что превосходило требования по длине моста, выдвинутые в ТТЗ, на 1 м.

Комиссия предлагала:

«1. При дальнейшем проектировании мостоукладчиков на шасси ЗИС-151 может быть использован способ навесной наводки с применением стрелы, опирающейся на грунт, а также применение механической лебедки для укладки и взятия моста с препятствия.

При этом целесообразно от использования автомобильной лебедки отказаться. Все операции по наводке и взятию моста производить одной, специально установленной лебедкой, с приводом от двигателя автомобиля.

В случае использования автомобильной лебедки необходимо принять такую схему запасовки троса, которая не позволяла бы работать лонжеронам автомобиля на изгиб от усилий, возникающих при наводке и взятии моста.

Стрела должна устанавливаться так, чтобы она при установке в рабочее положение не перебрасывалась через заднюю опорную раму, а лежала на ней и установка производилась бы поворотом стрелы вокруг опорной рамы расчетом в 2 человека.

Направляющие фермы необходимо снабдить роликами.

Нагрузка на автомобиль от фермы и оборудования не должна превышать 3-х тонн.

Схема и конструкция механизмов укладки моста должны удерживать мост от увода его в сторону.

2. Комиссия считает целесообразным проработать вариант укладки колей моста с помощью автомобильного крана К-51, имеющегося в народном хозяйстве.

Доставка колей моста должна производиться на автомобиле с прицепом.

Преимуществами этого варианта по сравнению с рассмотренным выше вариантом может быть:

а)  Уменьшение номенклатуры специальных инженерных машин.

б)   Создание мобилизационных запасов кранов в народном хозяйстве в мирное время.

в) Возможность использования кранов для механизации ряда инженерных работ при отсутствии заданий по наводке мостов».

В заключении отмечалось:

«1. Возимый колейный мост ВКМ на шасси ЗИС-151 полигонных испытаний не выдержал.

2. Дальнейшую работу по механизации установок колейных мостов считать целесообразным производить согласно рекомендациям и предложениям комиссии» [6].

Работы по мостоукладчик ВКМ были прекращены . Однако опыт, полученный при его создании, был использован позже при разработке колесного мостоукладчика К-95 конструкции ОКБ ИВ СА, возглавляемого А.Ф. Кравцевым.

Данные, полученные в результате стендовых замеров ВКМ

1. Габаритные размеры:

длина мм

9900

ширина, мм

3400

высота, мм

3840

высота без стрелы мм

2940

ширина каждой колеи по настилу, мм

1150

расстояние между осями колей, мм..

2100

длина мостовой фермы мм

9000

2 Общий вес образца ВКМ, кг

9310

3. Давление на передние оси, кг

2740

4 Давление на задние оси, кг

6570

5. Удельное давление на грунт от передних колес, кг/см2

2,62

6. Удельное давление на грунт от задних колес, кг/см2

1,6

7. Вес моста (мостовой фермы), кг

3044

8. Угол съезда

17,14°

9. Угол въезда

35,6°

Литература

1.  Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг. - М.: Техника-молодежи, 2000.-108 с.

2.  Кирилец С, Канинский Г. Бронеавтомобили «Шаррон, Жирардо и Вуа»// Техника и вооружение. -2011, №8.

3. Солянкин АТ., Павлов M.С., Павлов И.В. и др. Отечественные бронированные машины 1905-1941 г. - М.: Эксперимент, 2002.

4.   Пояснительная записка к техническому проекту Возимого колейного моста ВКМ. - М, ПКБ-4 ЦНИИ СА им. Д.М. Карбышева, 1950. - 10 с.

5.  Отчет о полигонных испытаниях мостоукладчика на базе автомобиля -ЗИС-151- - «ВКМ». - НИИИ СВ, 1953. -74 с.

6.    Акт полигонных испытаний опытного образца возимого колейного моста «ВКМ» на базе автомобиля «ЗИС-151» (мостоукладчик на базе автомобиля «ЗИС-151»).-НИИИСА, 1951. -44с.

Оглавление