Пробеги производились по булыжному шоссе, грунтовой и проселочной дороге с глубокими колеями (глубиной до 35—40 см) преимущественно с грязью и водой. Определение максимального угла подъема производилось на коротких подъемах длиной 6—8 м. Общая протяженность пробега по различным дорогам (грунтовым, булыжным и проселочным) равнялась 116,1 км.
Программой полигонных испытаний было предусмотрено 40 наводок и взятий моста на различных преградах, а также пробег в различных дорожных условиях общей протяженностью 800 км.
Однако лонжероны автомобиля в процессе испытаний погнулись, и для дальнейшей эксплуатации образца требовался существенный ремонт. В то же время выполненный объем испытаний уже позволял выявить основные недостатки образца и направление дальнейшей работы по созданию мостоукладчика на базе автомобиля, комиссия решила прекратить испытания.
В выводах комиссии отмечалось:
«1. Возимый колейный мост ВКМ (мостоукладчик на шасси ЗИС-151), разработанный ОКБ ИВ СА и изготовленный ОЗИВ СА, полигонных испытаний не выдержал.
Основными недостатками его являются:
а) принятая кинематическая схема и конструктивное решение не обеспечивают надежной работы по укладке моста и взятию его с препятствия;
б) основные трудоемкие операции по укладке моста на препятствие и взятию его обратно не механизированы;
в) большой вес мостовой фермы и оборудования, что привело к перегрузке базы,
2. Основные требования тактико-технического задания при проектировании и изготовлении не выполнены:
а) время на укладку моста на препятствие выдержано при расчете в 4 человека, а не при расчете в 3 человека;
б) габаритные размеры в походном положении превышают установленные:
в) вес конструкции моста и оборудования превышает установленный на 1 тонну».
Мостоукладочная машина после установки моста. |
Автомобильная лебедка. |
При этом необходимо отметить, что длина созданного моста составляла 9 м, что превосходило требования по длине моста, выдвинутые в ТТЗ, на 1 м.
Комиссия предлагала:
«1. При дальнейшем проектировании мостоукладчиков на шасси ЗИС-151 может быть использован способ навесной наводки с применением стрелы, опирающейся на грунт, а также применение механической лебедки для укладки и взятия моста с препятствия.
При этом целесообразно от использования автомобильной лебедки отказаться. Все операции по наводке и взятию моста производить одной, специально установленной лебедкой, с приводом от двигателя автомобиля.
В случае использования автомобильной лебедки необходимо принять такую схему запасовки троса, которая не позволяла бы работать лонжеронам автомобиля на изгиб от усилий, возникающих при наводке и взятии моста.
Стрела должна устанавливаться так, чтобы она при установке в рабочее положение не перебрасывалась через заднюю опорную раму, а лежала на ней и установка производилась бы поворотом стрелы вокруг опорной рамы расчетом в 2 человека.
Направляющие фермы необходимо снабдить роликами.
Нагрузка на автомобиль от фермы и оборудования не должна превышать 3-х тонн.
Схема и конструкция механизмов укладки моста должны удерживать мост от увода его в сторону.
2. Комиссия считает целесообразным проработать вариант укладки колей моста с помощью автомобильного крана К-51, имеющегося в народном хозяйстве.
Доставка колей моста должна производиться на автомобиле с прицепом.
Преимуществами этого варианта по сравнению с рассмотренным выше вариантом может быть:
а) Уменьшение номенклатуры специальных инженерных машин.
б) Создание мобилизационных запасов кранов в народном хозяйстве в мирное время.
в) Возможность использования кранов для механизации ряда инженерных работ при отсутствии заданий по наводке мостов».
В заключении отмечалось:
«1. Возимый колейный мост ВКМ на шасси ЗИС-151 полигонных испытаний не выдержал.
2. Дальнейшую работу по механизации установок колейных мостов считать целесообразным производить согласно рекомендациям и предложениям комиссии» [6].
Работы по мостоукладчик ВКМ были прекращены . Однако опыт, полученный при его создании, был использован позже при разработке колесного мостоукладчика К-95 конструкции ОКБ ИВ СА, возглавляемого А.Ф. Кравцевым.
Данные, полученные в результате стендовых замеров ВКМ |
|
1. Габаритные размеры: |
|
длина мм |
9900 |
ширина, мм |
3400 |
высота, мм |
3840 |
высота без стрелы мм |
2940 |
ширина каждой колеи по настилу, мм |
1150 |
расстояние между осями колей, мм.. |
2100 |
длина мостовой фермы мм |
9000 |
2 Общий вес образца ВКМ, кг |
9310 |
3. Давление на передние оси, кг |
2740 |
4 Давление на задние оси, кг |
6570 |
5. Удельное давление на грунт от передних колес, кг/см2 |
2,62 |
6. Удельное давление на грунт от задних колес, кг/см2 |
1,6 |
7. Вес моста (мостовой фермы), кг |
3044 |
8. Угол съезда |
17,14° |
9. Угол въезда |
35,6° |
Литература
1. Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг. - М.: Техника-молодежи, 2000.-108 с.
2. Кирилец С, Канинский Г. Бронеавтомобили «Шаррон, Жирардо и Вуа»// Техника и вооружение. -2011, №8.
3. Солянкин АТ., Павлов M.С., Павлов И.В. и др. Отечественные бронированные машины 1905-1941 г. - М.: Эксперимент, 2002.
4. Пояснительная записка к техническому проекту Возимого колейного моста ВКМ. - М, ПКБ-4 ЦНИИ СА им. Д.М. Карбышева, 1950. - 10 с.
5. Отчет о полигонных испытаниях мостоукладчика на базе автомобиля -ЗИС-151- - «ВКМ». - НИИИ СВ, 1953. -74 с.
6. Акт полигонных испытаний опытного образца возимого колейного моста «ВКМ» на базе автомобиля «ЗИС-151» (мостоукладчик на базе автомобиля «ЗИС-151»).-НИИИСА, 1951. -44с.