Танкетка «Голиаф», захваченная советскими войсками в 1943 г.
При взрыве мины под гусеницей танкетки B-IV ее 500-килограммовый заряд детонировал, что, в свою очередь, вызывало детонацию мин в радиусе 15-40 м. Однако чаще танкетки направлялись на огневые точки.
Выпуск следующего радиоуправляемого «тяжелого носителя заряда» Sd.Kfz.304 «Шпрингер», разработанного фирмой NSU, ограничился 50 экземплярами.
Управляемая по проводам «телетанкетка» Sd.Kfz.302 «Голиаф», захваченная войсками союзников у Априлии. Италия, 1944 г. | «Голиаф» Sd.Kfz. 303 (Motor-V), захваченный союзниками в июне 1944 г. в зоне высадки «Джуно». |
В значительно большем количестве выпускались «легкие носители подрывных зарядов» — управляемые по кабелю танкетки «Голиаф». Когда в 1943 г. они появились на фронте, и советские специалисты, и союзники назвали их «противотанковыми торпедами». В отчете, подготовленном НИБТ Полигоном уже в августе 1943 г. по результатам работы группы, выезжавшей на Центральный фронт, «танкетка-торпеда» прямо отнесена к новинкам
«противотанковой техники, примененной противником при отступлении на Орловско-Курском направлении против наших танков».
В отчете указывалось: «11.7.43. в районе Протасово в период операции 223 т.п. 13 Ар. взрывом танкетки-торпеды был разрушен танк М4-А2 №14 (т.е. средний танк М4А2 «Шерман», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. — Прим.авт.). Кроме того 15.7.43. в районе Протасово в период операции того же 229 т.п. 13 Ар. было обнаружено три танкетки-торпеды, пытавшихся приблизиться к одному из наших танков. После нескольких выстрелов осколочно-фугасными снарядами, две из них оказались подбиты, а третья скрылась во ржи». Следовал вывод:
«Танкетка-торпеда в указанном конструктивном исполнении и при данной тактике ее применения не является эффективным средством противотанковой обороны».
В том же отчете, кстати, говорилось: «По опросу пленных, у противника имеются также танкетки-торпеды, управляемые по радио, но таковые на Центральном фронте нигде не обнаружены».
Однако «Голиафы» также призваны были служить для разведки минных полей и проделывания проходов в заграждениях.
Появились они чуть позже «тяжелых» В-I и В-II. Заказ на разработку «легкого носителя заряда» Управление вооружений выдало фирме «Боргвард» в конце 1940 г. Машина должна была быть по возможности компактной и недорогой, приводиться в движение электромоторами и нести заряд взрывчатого вещества массой 50 кг — вдесятеро меньше, чем В-II. «Голиаф» модели Sd.Kfz.302 с электроприводом ведущих колес при общей массе 370 кг нес заряд взрывчатого вещества в 60 кг, управлялся по трехжильному кабелю, сматывавшемуся с катушки в кормовой части машины; команда на подрыв заряда также подавалась по кабелю. Бортовая сеть напряжением 24 В включала два 12-вольтовых аккумулятора емкостью 150 Ач. Два электродвигателя «Бош» стартерного типа мощностью по 2,5-4 кВт приводили во вращение каждый — ведущее колесо одного борта.
Производство этой «телетанкетки» вели фирмы «Боргвард» и «Цюндап». Первую партию из 15 машин построили в апреле 1942 г., а с мая началось их серийное производство. В 1942 г. «Цюндап» была определена основным производителем «Голиафов» и, естественно, провела доработку с учетом своих условий производства. С апреля 1943 г. начался выпуск следующей модели Sd.Kfz.303, отличавшейся установкой 28-сильного карбюраторного двухцилиндрового двухтактного мотоциклетного двигателя «Цюндап» SZ-7 мощностью 12,5 л.с. Танкетка получила защиту спереди в виде бронелиста толщиной 10 мм. При собственной массе около 430 кг она могла нести более мощный заряд ВВ массой 75 (модификация 303а) или 100 кг (303b). Производство Sd.Kfz.303 продолжалось до января 1945 г. включительно.
Производство «носителей зарядов» составило по годам |
|||||
Марка |
1942 г. |
1943 г. |
1944 г. |
1945 г. |
Всего |
«Голиаф» Sd.Kfz.302 (типа Motor-E) |
850 |
1731 |
69 |
— |
2650 |
«Голиаф» Sd.Kfz.303 (типа Motor-V) |
— |
2112 |
2694 |
123 |
4929 |
B-IV Sd.Kfz.301 |
238 |
651 |
304 |
— |
1193 |