Рисунок из германского «имперского» патента №749380 от 1944 г. на «ручное приспособление для разведки наземных мин» — катковый минный трал в виде тяжелого катка на длинной оси. При вращении рукоятки ось поворачивается вручную в определенном секторе, устройство продвигается вперед на колесном «станке» и протраливает заданную полосу местности. Необходимость в таком «приспособлении» обосновывалась широким применением труднообнаруживаемых мин с деревянным корпусом.
«Голиафы» обеих моделей состояли на вооружении отдельных «танко-инженерных» рот (в октябре-декабре 1942 г. сформировали 811, 812, 813 и 814-ю роты), а также 600-го моторизованного инженерного батальона «Тайфун». Каждая «танко-инженерная» рота должна была располагать 162 танкетками «Голиаф» и 22 машинами управления Pz.Pi.Wg. (бронетранспортер Sd.Kfz. 251/7). Затем «Голиафы» поставлялись в 627-ю штурмовую инженерную бригаду. Для доставки танкетки на рубеж пуска служила специальная двухколесная тележка: повернув ее дышло вверх, расчет опускал танкетку на грунт, маскировал ее, окапывался и ждал команды на пуск. Пуск по цели производился с дистанции до 650 м. Скорость хода достигала 10-11 км/ч на хорошей дороге, но на местности была значительно ниже.
В операции «Цитадель» под Курском приняли участие 811-я и 813-я «танко-инженерные» роты. Эффективность «Голиафов» оказалась невелика: замеченная тихоходная танкетка легко расстреливалась пулеметным огнем, а тянущийся по земле провод перебивался пулями или осколками снарядов; были случаи, когда провод перерубали пехотинцы саперными лопатками. При клиренсе всего 0,16 м танкетка нередко садилась днищем на кочки, камни, пни, и гусеничный обвод, охватывающий корпус, не устранял этого недостатка. Тем не менее, задачи борьбы со стационарными огневыми точками и проделывания проходов в заграждениях с их помощью решать удавалось. При небольших массе и удельном давлении на грунт проделывание проходов в противотанковых минных полях производилось за счет самоподрыва.
На 1 марта 1945 г. в распоряжении вермахта оставалось 2527 танкеток «Голиаф» Sd.Kfz.302, 3797 Sd.Kfz.303, а также 397 B-IV (Sd.Kfz.301, во фронтовых частях насчитывалось только 79 B-IV).
Японцы одними из первых занялись разработкой телеуправляемых танкеток для разведки и преодоления минных полей и доставки подрывных зарядов к фортификационным сооружениям: еще в 1929 г. проходил испытания «телетанк-подрывник», созданный майором Нагаяма на гусеничном шасси малого коммерческого трактора «Фордзон» и известный под обозначением К-2. При массе (с установленным зарядом) до 13 т эта машина имела длину 5,75 м, ширину 2,18 и высоту 2,56 м, защищалась броней толщиной 12-10 мм. Управление «телетанкеткой» — ручное, с передачей команд по радиоканалу. На базе малого танка Тип 97 «Те-ке» была даже построена радиофицированная машина для управления этими танкетками на поле боя.
В 1930-е гг. работа над телеуправляемыми танкетками была продолжена под руководством генерал-майора Тада. Речь шла о малогабаритных танкетках-носителях подрывного заряда с электродвигателем (танкетка «И-го»). Однако, в отличие от Германии или СССР, до серийных образцов и практического применения в Японии дело не довели (хотя сообщения об опытах с тем же К-2 пресса всего мира комментировала в свое время весьма активно).
На вооружении японской армии в ограниченном количестве состояли гусеничные бронированные универсальные инженерные машины, получившие обозначение «SS» («SS II»). Некоторые из них оснащались подъемными ножевыми колейными тралами и при этом могли нести еще два-три огнемета и оборудование для постановки дымовой завесы, что превращало эти машины в средство штурма укрепленных позиций противника, прикрытых минными полями. Те же машины несли на крыше оборудование для перевозки колейного моста. Отдали дань японцы и бойковым тралам. Несколько средних танков Тип 97 «Чи-ха» были переделаны в танки-тральщики: в носовой части корпуса на длинной раме крепился бойковый трал с цепями, ротор которого проводился во вращение от ведущих колес танка через специальный редуктор — явное влияние американских танков-тральщиков Т4 с бойковыми тралами («Крэб» II). Подъем и опускание рамы производились гидроприводом. Основное вооружение танка при этом сохранялось. В литературе эти танки-тральщики известны как «Танк G».
Инженерная бронированная машина SS «Бо Гата», оснащенная огнеметами, роликовыми направляющими для колейного моста и откидным колейным ножевым тралом. | Средний танк Тип 97 «Чи-ха», оборудованный бойковым минным тралом («Танк G»). |
Литература и источники
1. Бах И.В., Вараксин Ю.Н., Выгодский С.Ю. Зарубежная бронетанковая техника. Кн.2. - М.: -Машиностроение», 1984.
2. Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах 1943-1944. - М.: МО РФ, 2006.
3. Краткое описание и устройство немецкой танкетки-торпеды. - НИБТ Полигон ГБТУ КА, 1943.
4. Немецкий противоминный трал. Выдержки из подлинного документа//Полигон. — 2001, №1(5).
5. Свирин М. Чудовище//М-Хобби. - 1999, №4.
6. Chamberlain P., Ellis С, Batcherol J. German Tanks 1939-1945. - Phoebus Publishing Co, 1975.
7. Foss C, Milsom J., Weeks J., TilotsonG., Ogorkiewicz R. Panzer und andere Kampffahrzeuge von 1916 bis heute.-Koln: Buch und Zeit VerlagsgesellschaftmbH, 1978.
8. Hahn F. Waffen und Geheimwaffen des deutschen Heers 1933-1945. - Bonn: Bernard & Graefe, 1992.
9. Jentz T.L. Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge. Goliath to Raeumer S // Panzer Tracts №14. - Darlington, Maryland: Darlington Productions Inc., 1998.
10. Saito H. Japanese Tanks till 1945. - Tokyo, 1992.
11. Spielberger W.J. Die Panzer- Kamptwagen I und II und ihre Abarten. - Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1991.
12. Spielberger W.J. Panzer III and Its Variants // The Spielberger German Armor & Military Vehicles Series. Vol.3.
13. Surlemont R. Japanese Armour. — Z&M Enterprises, 1976.
14. Weapons of Japanese Military Forcesi 1)/Imperial Army 1937-1945 - Tokyo: DELTA Publishing Co.Ltd, 2001.
15. Патенты:
- GB Patent №576, 445 July 27, 1942.
- Reichspatentampt №71504712.12.1941.
- Reichspatentampt №71567005.01.1942.
- Reichspatentampt №71888023.03.1942.
- Reichspatentampt №749380 07.12.1944.