В начале XX в. армии практически всех ведущих держав Европы начали проводить эксперименты с применением блиндированных автомобилей. Прусская армия впервые ознакомилась с изготовленным в Австрии полноприводным броневиком «Даймлер» (Daimler) в 1905 г. Интерес к прогрессивной, но дорогой конструкции немецкое командование не проявило, однако заказало у фирмы «Даймлер» весьма примитивную бронемашину на шасси легкового автомобиля «Мерседес» (Mercedes) для проведения войсковых испытаний. О ней будет сказано ниже. Тогда же немецкий конструктор Генрих Эрхардт представил военным легкую пушку «Рейнметалл» (Rheinmetall), установленную на шасси легковой машины «Эрхардт-Дековиль» (Ehrhardt-Decauville) и предназначенную для борьбы с аэростатами.
Г. Эрхардт, фактический владелец Рейнского металлического и машиностроительного завода (Rheinischen Metallwaren- und Maschinenfabrik AG) в Дюссельдорфе и автомобильной фабрики Ehrhardt-Automobil-Werke AG в городке Целла-Санкт-Блазии, решил «скрестить» артиллерийское орудие с автомобилем. Годом позже на проходивших в Берлине IX и X международных автомобильных выставках он представил автомобиль «Эрхардт», оснащенный 50-мм пушкой «Рейнметалл» модели L/30 в небронированной и бронированной версиях. Блиндированный автомобиль «Эрхардт» для борьбы с аэростатами модели ВАК (ВАК — Ballonabwehrkanone, т.е. «противобалонная пушка») отличался новаторской конструкцией. Тогда же и фирма «Адам Опель» (Adam Opel) продемонстрировала оснащенный пулеметом полубронированный автомобиль «Опель-Даррак» (Opel-Darracq). Обе машины также не вызвали интереса военных кругов Германии. Позже Эрхардт в своих мемуарах вспоминал: «В 1906 году на открывшейся в то время Берлинской автомобильной выставке я показал защищенный броней от огня пехоты и осколков гранат автомобиль с пушкой для поражения аэростатов. Однако мой проект назвали ненужной игрой и отвергли его».
Несмотря на первые неудачи, Эрхардт не сдавался, проявив завидную настойчивость в воплощении своих идей в жизнь. В 1908 г. на его заводах изготовили грузовик с 65-мм пушкой модели L/35, а с 1911 г. началось мелкосерийное производство таких машин. В 1909 г. увидела свет совместная разработка заводов «Фридрих Крупп» (Friedrich Krupp AG) и «Даймлер» — полноприводный автомобиль с 77-мм противоаэростатной пушкой модели L/27. Через два года и Эрхардт установил 77-мм пушку «Рейнметалл» на шасси полноприводного грузовика. С 1913 г. оба конкурента наладили мелкосерийное производство орудий на частично бронированных и небронированных автомобильных шасси. Эти машины предназначались для борьбы с воздушными целями и не являлись бронеавтомобилями в полном смысле этого слова. Однако упомянуты они в данной статье не случайно — к ним мы еще вернемся. Любопытно, что новинками заинтересовалось Главное артиллерийское управление Русской армии, велись даже переговоры с немцами о покупке этих машин, правда, безрезультатные.
Бронированный автомобиль для стрельбы по воздушным целям Ehrhardt 60PS 5-cm ВАК М1906. Конструкция машины предусматривала возможность ведения огня и по наземным целям. 1906 г. |
Бронированный полноприводный автомобиль для стрельбы по воздушным целям Daimler 52PS (Krupp-Daimler) 7,7-cm ВАК М1909 образца 1909 г. Орудие — Krupp L/27. Изготовлен в единственном экземпляре. |
Что касается обычных бронеавтомобилей, то первый образец поступил в Королевскую прусскую армию 12 октября 1905 г. Это была довольно примитивная машина с двумя пулеметами в кормовой части, изготовленная на 40-сильном легковом шасси «Мерседес» (Mercedes) на Фабрике стальных повозок в Ремшейде (Stahlwagenfabrik Remscheid). Годом позже были приобретены две машины французского изготовления марки «ШЖВ» (C.G.V.)3. В 1909 г. все три машины приняли участие в маневрах в Ноймарке в составе 5-й гвардейской пехотной бригады прусской армии. Позже их отправили в одну из крепостей в Восточной Пруссии. В этих маневрах участвовал также обычный грузовик марки «Бюссинг» (Bussing), в кузове которого установили два пулемета.
В отчете об испытаниях бронеавтомобилей (устаревшей к тому времени конструкции) в полевых условиях отмечалась их способность быстро преодолевать значительные расстояния. Но и на недостатки обратили внимание — в первую очередь, военных не удовлетворила их проходимость. Военное министерство определило тактическое применение бронеавтомобилей в составе кавалерийских частей и призвало к проведению новых испытаний, проявив интерес к более совершенным конструкциям. Испытательное отделение транспортных войск прусской армии, где в то время были сосредоточены все имеющиеся автомобили, запросило военное министерство разработать план внедрения бронеавтомобилей в армию и выдвинуть требования к ним. В числе приоритетных требований министерство определило: бронирование, способное защитить машины от ружейного и пулеметного огня; возможность стрельбы на все стороны; оснащение сплошными резиновыми шинами вместо пневматиков и способность движения вне дорог. Некоторые автомобильные заводы оперативно откликнулись на этот призыв и начали разработку новых типов броневиков.
Однако 12 марта 1910 г. Генеральная инспекция Отдела военных сообщений приняла решение о немедленном прекращении всех работ в этом направлении. Основанием для этого послужил окончательный вывод инспекторов о том, что возможность применения бронированных автомобилей в будущей войне «очень ограничена». Отмечалось: «...Бронеавтомобили могут иметь военное значение только в исключительных случаях для охраны границ и для защиты горных дорог и мостов во время отступления». В германской армии в то время царила наступательная доктрина, стало быть, согласно этим выводам, в бронированных машинах нужды не было.
Полубронированный автомобиль Opel-Darracq 40PS конструкции Августа Шмидта на выставке в Берлине. 1906 г. |
Блиндированный автомобиль Mercedes 4OPS М1905 выдвигается на маневры. Слева видны два броневика C.G.V. 1909 г. |
3 См. статью "БРОНЕАВТОМОБИЛИ «ШАРРОН, ЖИРАРДО И ВУА»"