Оглавление

Окончательный приговор Генеральной инспекции был вынесен в конце 1911 г. В нем говорилось о ненадежности автомобильной техники, о потере скорости и маневренности вследствие чрезмерной тяжести при достаточном бронировании, что делает броневики легкой целью для артиллерии противника. Заключение инспекции ставило крест на дальнейшем развитии нового вида оружия: «Эпоха брони в прошлом, ибо ее тяжесть ограничивает скорость машины, при этом не предоставляет достаточной защиты». Приняли даже решение о продаже всех имеющихся в войсках бронеавтомобилей. Покупателей на устаревшие машины не нашлось, но, например, изготовленный фирмой «Протос» (Protos) новый броневик был продан в Мексику.

Таким образом, германское военное командование потеряло всякий интерес к блиндированным автомобилям. В годовых отчетах прусского Генерального штаба и Генеральной инспекции Отдела военных сообщений до 1914 г. практически ничего не сообщалось даже о развитии броневого дела в других странах, несмотря на то, что донесения об испытаниях новых бронемашин за границей (в частности, в Австрии и Италии) поступали непрерывно.

Историки приводят много причин отказа германского командования от бронированных автомобилей. Консервативно настроенный германский генералитет не видел в бронеавтомобилях тактической пользы, недооценивая их значение в наступательных и оборонных действиях, полностью полагаясь на возведенную в догму классическую прусскую военную доктрину времен Франко-прусской войны 1970—1871 гг. Впрочем, и в других европейских армиях развитие бронеавтомобильного дела оставляло желать лучшего: никто не хотел в мирное время тратить огромные средства на новый вид вооружения с сомнительной перспективой. Даже внедрение автомобильного транспорта в армиях европейских держав наталкивалось на сопротивление определенных военных кругов, хотя в этом вопросе немцы проявили больше инициативы, чем другие страны.

В Германии существовали и иные, специфические причины отказа от броневиков. Немецкая армия и флот находились в то время в стадии активного перевооружения, требующего не только колоссальных денежных средств, но и строжайшего рационирования качественного металла. Стремление кайзера Вильгельма во что бы то ни стало подавить британское морское превосходство вынуждало германскую металлургическую промышленность поставлять высококачественную броню почти исключительно для постройки боевых кораблей. Резко наращивалось и производство новейших образцов артиллерийских орудий. Развитие артиллерии сыграло отчасти и положительную роль в деле военного автомобилизма. Именно немцы еще до войны одними из первых приняли на вооружение орудия для стрельбы по воздушным целям, устанавливаемые на автомобильных шасси.

Бои на дорогах Восточной Пруссии

4 августа 1914 г. началось наступление 1-й и 2-й русских армий в Восточной Пруссии, где имелась развитая сеть шоссейных грунтовых дорог, при этом обе стороны широко применяли автомобильный транспорт. Необходимо отметить, что формирование германских автомобильных подразделений структурно отличалось от таковых в Русской Императорской армии. В нашей армии были сформированы отдельные автомобильные роты и штабные автомобильные команды, имеющие в своем составе в основном грузовики средней и малой грузоподъемности, а также легковые машины. Немцы же формировали штабные и этапные автомобильные парки и небольшие по составу этапные автомобильные и амуниционно-автомобильные колонны. В немецких войсковых автоколоннах, предназначенных для снабжения действующей армии, были задействованы главным образом тяжелые тихоходные машины грузоподъемностью 4—5 т, многие из них с прицепными повозками.

Восточно-прусская операция носила маневренный характер с массовым участием кавалерии. С самого начала русского наступления передовые казачьи разъезды предпринимали успешные рейды по тылам и флангам противника, при этом они часто нападали на германские автоколонны, захватывая и уничтожая вражеские автомобили. В те дни страницы российской периодики пестрели сообщениями и рисунками о пленении немецких автомобилей. Германцы в спешном порядке попытались принять различные меры по защите своих автоколонн.

Среди таких мер, если верить тогдашней прессе, было и патрулирование дорог бронеавтомобилями. Но какие именно бронеавтомобили могла задействовать германская армия? Точного ответа на этот вопрос до сих пор нет. По некоторым данным, в Восточной Пруссии летом 1914 г. немцы применили оставшиеся у них три «допотопных» броневика «ШЖВ» и «Мерседес» выпуска 1905—1906 гг. Но вряд ли эти устаревшие машины могли сыграть заметную роль в боевых действиях. Известный немецкий историк Эрих Петтер в конце 1920-х гг., изучив практически все архивные документы Королевской Прусской армии в Кенигсберге и Берлине (большинство из них сгорели во время штурма этих городов Советской Армией в 1945 г.), в диссертации на тему «Развитие и применение германских бронеавтомобилей в Первой мировой войне» первым подробно осветил этот вопрос. Однако и он не смог привести ни одного факта использования броневиков в 1914 г. Ничего конкретного не найдено и в германской прессе того времени, да и в нашей периодике публиковались только невнятные слухи и домыслы. Тем не менее, приказ генерала Жилинского, приведенный выше, — это документ, который нельзя игнорировать.

DeBrm14007.jpg

Захват германских грузовиков казачьим разъездом. Репродукция с картины И.А. Владимирова, 1915 г.

За неимением других архивных документов, попробуем обратиться к иллюстративному материалу тех лет. Во время Первой мировой войны немцы издавали большими тиражами почтовые открытки с изображением своей и чужой техники. В многочисленных книгах и брошюрах пропагандистского характера также постоянно печатались военные фотографии: Если бы факт успешных действий бронеавтомобилей на Восточном фронте в 1914 г. имел место, то германские пропагандисты его обязательно отметили бы.

Только ознакомившись с сообщениями российской прессы, немецкие репортеры подхватили слухи и попытались их возвести в ранг действительности. Заметки о якобы успешных атаках германских броневиков в немецкой прессе появились гораздо позже, чем в российской, и иллюстрировались рисунками, на которых изображались нереальные машины — французские полубронированные автомобили образца 1909 г. или вовсе фантастические образцы, выдуманные художниками. В российских же публикациях не нашлось даже и рисунков.

Другой источник — германские пропагандистские открытки того времени с изображением частично бронированных легковых машин «Мерседес». Однако изображенные на них машины опознаются как полубронированные автомобили из автопарка кайзера Вильгельма II, которые при всем желании нельзя отнести к боевым образцам.

Оглавление