Оглавление

В ходе испытаний снегоочиститель на танке ХТ-26 показал полную пригодность для дегазации снежного покрова при наличии слоя снега толщиной более 10 см и возможность прохождения и залегания войск на участке после дегазации. Проделанный в снегу проход обеспечивал также возможность передвижения всех видов транспорта, включая колесный, что исключало «ограниченность выбора направлений атак, подвоза и т.п., связанного только с наличием существующих зимних дорог». ХТ-26 с треугольником-снегоочистителем можно было использовать для создания специальных снежных укрытий от ружейно-пулеметного огня или оборудования минометных позиций. Танкоструг также давал «возможность проделывания специальных проходов перед оборонительным районом противника для быстрого преодоления наиболее губительной огневой полосы в условиях снежного покрова».

ХТ-26, оснащенный «Танкостругом», можно было использовать для целей дегазации при одновременном выполнении им своей непосредственной задачи — поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. К числу достоинств «танкоструга» относилась простота конструкции, что позволяло изготавливать его силами воинских частей. Как недостаток отмечалась невозможность отцепки приспособления от танка без выхода экипажа из машины.

Согласно редакции системы химического вооружения на 1937—1938 гг., по теме «Танкоструггрейдер» был намечен «ввод на вооружение в 1938 г. или предоставление исчерпывающего доклада».

К сожалению, вопрос о внедрении (а также и о распространении инструкции и комплектов документации по изготовлению силами воинских частей) снегоочистителя конструкции ЦВХП не был решен положительно. Предпочтение отдали универсальному плужному снегоочистителю, разработанному другой организацией.

Игра в шашки

Согласно системе химического вооружения ранней редакции, предполагалось разработать «шашкосбрасыватель на Т-26 для постановки дымзавесы». Конструирование и испытание шашкосбрасывателя первоначально поручили ЦВХП, но в 1934 г., в связи с изменением приоритетов военных, которые намеревались отдать предпочтение специальным дымовым приборам, тему исключили из плана. Однако сотрудники полигона продолжили работу в инициативном порядке и сконструировали приспособление, позволяющее танку нести десять больших дымовых шашек ДБ-11. Приспособление - СДП, СДПБ или СДП(б) - изготовили в мастерских полигона и испытали в зимних условиях.

ChmTst30005.jpg ChmTst30006.jpg

Общий вид ХТ-26 (БХМ-3) с установленными дымовыми шашками ДБ-11.

Приспособление включало по два фиксатора на две и три шашки, установленные по правому и левому бортам танка. Управление сбросом шашек с приспособления осуществлялось тросовой проводкой. Зажигание шашек производилось электрозапалами.

На испытаниях было установлено, что приспособление дает возможность танку ставить дымзавесу, обеспечивает пожарную безопасность работы в зимнее и летнее время, позволяет экипажу легко и быстро крепить шашки, а также наблюдать за поведением дымящих шашек. Сбрасывать шашки можно было как по отдельности, так и группами.

По итогам испытаний констатировалось:

«а) Крепление шашек просто и надежно, позволяет совершать большие переходы /до 20-30 клм/, не вызывая изменения в работе шашек или отказа в воспламенении их и сбрасывании.

б)   Приспособление для воспламенения шашек надежно и управление им производится изнутри танка.

в)  Приспособление для сбрасывания шашек не дает отказа и может давать возможность сбрасывать как нейтральные шашки, так и шашки с я.д.» (я.д. - ядовитого дыма, прим. ВВС)

По замыслу авторов и испытателей, приспособление в перспективе могло заменить («за весьма немногими и не решающими исключениями») специальные танковые дымовые приборы.

ChmTst30007.jpg ChmTst30008.jpg

Установка дымовых шашек ДБ-11 на танке ХТ-26 (БХМ-3). На фото справа хорошо видны приспособления для крепления двух и трех дымовых шашек соответственно.

Оглавление