Однако дальнейшие опыты показали, что приспособление для сброса шашек конструкции ЦВХП не является полноценной альтернативой специальным дымовым приборам или аппаратуре для заражения местности, однако, отличаясь простотой и надежностью, все-таки может найти применение в войсках. В этой связи положения СХВ, утвержденной в апреле 1936 г., определяли следующие требования к шашкосбрасывателю: «аппаратура должна включать 10 больших дымовых шашек ДБ-11, продолжительность дымопуска 25 минут». Опытный образец следовало подать на государственные испытания в IV квартале 1936 г., а серийное производство предполагалось развернуть с III квартала 1937 г. Приспособление было готово к принятию на вооружение в 1937 г.
«Шашкосбрасыватели» все же нашли ограниченное применение, главным образом - на учениях.
Помимо разработки приспособления с большими шашками ДБ-11, в рамках темы №135 плана работ ЦВХП на 1935 г. было сконструировано «съемное дымовое приспособление малых шашек ДМ-11» — СДПМ или СДП(м). Работу провели начальник конструкторского бюро полигона Крутяков и инженер КБ полигона Вишневецкий. В отличие от ранее испытанного приспособления, в СДПМ помещалось 60 шашек (по шесть малых вместо одной большой). Принципиально СДПМ не отличалось от СДПБ, однако увеличение числа шашек потребовало увеличить количество электрозапалов, что усложнило схему электропроводки. В этой связи в заключении по испытаниям отмечалось:
«Большая сложность электропроводки и электрозажигания малых шашек на танке уже теперь ставит вопрос о целесообразности оставления на танке лишь больших шашек /с большим и малым временем горения, для решения разных тактических задач/».
Из-за сложности обслуживания приспособление СДПМ так и не было рекомендовано к принятию на вооружение.
Дымопуск шашек ДБ-11, смонтированных на ХТ-26 (БХМ-3).
Схема размещения шашек ДМ-11 в приспособлении СДПМ на ХТ-26 (проект).
Весьма необычным образцом вооружения химических войск в 1930-х гг. стала боевая химическая железнодорожная цистерна, или БХМ-7, в задачи которой входило заражение отравляющими веществами железнодорожных узлов, перегонов и станционных сооружений.
По техническим требованиям цистерна емкостью 26 м3 должна была устанавливаться на четырехосной железнодорожной раме. Специальное оборудование БХМ-7 проектировалась из расчета обеспечения требуемой площади заражения отравляющими веществами надлежащей концентрации с помощью распылительного устройства и системы пуска дымов и туманов. Примененная аппаратура должна была отвечать как задачам заражения, так и дегазации. Конструктором цистерны и специального распылительного устройства был инженер Гапонов.
Испытания опытного образца распылителя и цистерны прошли на ЦВХП в 1934 г. и стали продолжением работ, начатых еще в 1931 г. В основу предложения инженера Гапонова был положен термомеханический способ образования паров отравляющего вещества. В опытном образце распылителя для создания облака отравляющего вещества использовался горячий пар, поступавший из парового котла под давлением около 5 атм. Особо подчеркивалось, что «...опасения поразить людей заставили проводить эти испытания осторожно».
Однако в ходе испытаний обнаружилось, что «перед прибором образуется лужа иприта, оседающего непосредственно перед прибором в виде луча длиной до 50 м». Отдельные капли в виде росы оседали на расстоянии до 150—200 м, а реактивными бумажками иприт был обнаружен на расстоянии до 500 м. Использовавшиеся для оценки поражающего воздействия животные не пострадали. Это позволило сделать вывод о том, что испытывавшееся вещество «чрезвычайно быстро гидролизуется в присутствии горячего пара» и теряет поражающие свойства.
В ходе испытания цистерны БХМ-7 на образование волны ядовитого тумана (при давлении в распылителях до 5,5 атм и давлении водяного пара в котле паровоза, подававшего пар в распыляющую систему, до 14 атм) в течение 11 мин было выпущено около 1 т вещества и установлено, что образуется волна тумана, обладавшая незначительной кроющей способностью на дистанции до 500 м.
Химконтролем были зафиксированы концентрации иприта на мерных дистанциях до 250,500,1000 и 2000 м. Запах разложившегося иприта фиксировался на расстоянии до 5000 м. Размещенные на мерных дистанциях подопытные животные остались невредимыми. По итогам испытаний констатировалось: «Факт неполучения животными поражения говорит, что машина не способна создавать такие концентрации тумана иприта, которые давали бы поражения при действии их в течение 11 минут. Вместе с тем, по-видимому, не следует отказываться от дальнейших опытов по получению тумана иприта, пока с совершенной очевидностью не будет установлено, чего можно ожидать в случае применения волны тумана иприта. Испытание на дымопуск и заражение показали, что БХМ-7 с успехом может выполнять только задачи по заражению станционных ж.д. путей и построек. Для дымопуска и туманообразования она не пригодна».
Железнодорожная цистерна БХМ-7.